Главная страница Айки-ДоБасёБхагавадгитаДао Дэ Цзин
Дхарма ПадаЕвангелие от ФомыИ-ЦзинИ-Цзин (с ком.)Йога – Сутры Патанджали
Книга МирдадаКнига ЭкклесиастаЛао ЦзыМолитва РабийиОбратная связь
Омар ХайямПеснь МахамудрыПророкПросветлениеРуми
Сказки о ДаоСкачать книгиСловарьСтихотворенияЧжуан Цзы
Чтение


<< Содержание

Глава 24. СЮЙ УГУЙ

Сюй Угуй, благодаря рекомендации Нюй Шэна, встретился с вэйским царем  У-хоу.
Царь учтиво спросил гостя:
- Почему вы, учитель, решили встретиться со мной?
Быть может вас утомили труды в горных лесах?
- Это я могу посочувствовать вам, государь, а не вы мне.
Ведь это вы, государь, погрязли в низменных страстях.
Длительная любовь или ненависть делают душу больной.
Если же вы, государь, совсем отбросите страсти и вожделения.
Забудете любовь и ненависть, у вас заболят глаза и уши.
Тогда мне придется выражать вам сочувствие.
Зачем же вы сочувствуете мне?
Царь высокомерно промолчал.
Тогда Сюй Угуй продолжил:
- Осмелюсь рассказать государю, как я распознаю собак.
Собака низших свойств заботится лишь о сытости.
Таково же свойство дикой кошки.
Собака средних свойств смотрит вверх, будто на солнце.
Собака высших свойств ведет себя так, словно забыла о самой себе.
Коней я распознаю еще лучше:
- если конь скачет прямо, словно по отвесу,
поворот делает, словно по крюку,
описывает квадрат, словно по угольнику,
бежит по кругу, точно по циркулю – это царский конь.
Однако же он уступает коню Поднебесной.
У коня Поднебесной талант совершенно необыкновенный:
- вид у него такой, словно он чего-то опасается,
такой, словно он что-то потерял,
словно сам от себя отрешился.
Такой конь мчится впереди всех, не поднимая пыли, не зная, куда скачет.
Царю стало смешно и он громко рассмеялся.
Когда же Сюй Угуй вышел, Нюй Шэн спросил его:
- Чем вы, учитель так развеселили моего государя?
Мой государь еще никогда не обнажал зубов в улыбке, о чем бы я ему не рассказывал.
Наставлял ли его с помощью возвышенного.
Обращаясь к «Книге Песен», «Книге Преданий», записках о ритуале и музыке.
Или же, когда говорил о вещах более приземленных.
О сочинениях по воинскому искусству и народных гаданиях.
О тех, кто вершил дела и добивался больших заслуг.
Всего не перечесть. 
Сюй Угуй ответил:
- Я только рассказал ему о том, как я распознаю коней и собак.
Нюй Шэн удивился:
- Только и всего? 
- Не приходилось ли вам слышать историю одного изгнанника из царства Юэ?
Через несколько дней после изгнания он радовался, когда встречал кого-то из своих 
знакомых земляков.
Прожив в изгнании несколько месяцев, он радовался, когда встречал кого-либо из земляков, 
чье имя он слышал.
Прожив в изгнании год, он радовался, когда встречал человека, хоть отдаленно 
напоминающего ему земляка.
Чем дальше он уходил от людей, тем больше тосковал по людям.
Когда же очутился в пустынных землях.
Дни напролет бродил по безлюдным тропам.
То был рад услышать что-то хоть отдаленно напоминающее человеческие шаги.
И насколько сильнее была бы его радость, если бы он увидел перед собой своих братьев и 
родичей.
Услышал бы их голос.
Как же много времени прошло с тех пор, как наш государь слышал голос Настоящего человека.

 Сюй Угуй увиделся с царем У-хоу, и тот сказал:
- Вы, учитель, уже давно живете в дальних лесах.
Питаетесь кореньями и плодами.
Не наскучили ли вам пырей и лебеда, что вы пришли в гости ко мне, единственному?
А может быть, вы пришли потому, что состарились?
Или захотели мяса и вина?
Или хотите приобщиться к счастью у моего алтаря Земли и Урожая?
- Я, Угуй, вышел из рода бедного и незнатного.
Поэтому никогда бы не посмел отведать царского мяса и вина.
Скоро мне придется позаботиться о вас, государь.
- О чем вы говорите?
- Придется позаботиться о вашем духе и вашем теле, государь.
- Что значат эти слова?
- Небо и Земля одинаково вскармливают все живое.
Поднявшихся высоко нельзя считать лучшими.
Живущих внизу нельзя считать худшими.
Вы, государь,  единственный повелитель десяти тысяч колесниц.
Ради удовольствия своих глаз, ушей, рта и носа заставляете тяжко трудиться народ всего 
царства.
Но дух не может удовлетвориться этим.
Дух любит гармонию и ненавидит распущенность.
Распущенность – это болезнь духа.
Вот я и не могу не сокрушаться о том, что вы, государь, сами навлекаете на себя болезнь.
Царь сказал:
- Давно я хотел повидаться с вами, учитель.
Хочу любить народ и во имя справедливости положить конец войнам.
Возможно ли это?
- Нет.
В любви правителя к народу – начало погибели народа.
В желании положить конец войнам ради справедливости – корень войны.
Если вы,  государь, начнете так действовать, все пропало.
Ибо красивые слова – это орудие зла.
Хотя вы, государь, стремитесь к милосердию и справедливости, на деле сеете ложь.
На всякую форму найдется другая форма.
Всякий успех породит вражду.
Всякий замысел вызовет противодействие.
Не выставляйте, государь, ряды ваших воинов на галереях и башнях.
Не приводите лучников и всадников к воротам дворцового храма.
Не замышляйте измены ради приобретения.
Не надейтесь хитростью одолеть других.
Не пытайтесь победить людей ни умом, ни оружием.
Убивать всех подряд.
Захватывать чужие земли ради собственной корысти и собственной похоти.
Кому от этого хорошо?
Где находится истинная победа?
Если вы, государь, от этого откажетесь.
Если будете совершенствовать в себе искренность и жить по законам Земли и Неба.
Если отбросите мысли об убийстве.
Если не станете притеснять других.
То разве понадобится вам, государь, думать о прекращении войн?

 Желтый Предок поехал повидаться с Высоким Утесом на гору Терновая Чаща.
Колесничим был Светоч.
Сбоку ехал Процветающий.
Впереди держались Предполагающий и Повторяющий.
Творящий Смех и Объединяющий ехали сзади на повозке.
Доехав до равнины у города Сянчэна, семеро мудрецов заблудились.
Тут повстречался им мальчик, пасший коней.
Желтый Предок спросил его:
- Знаешь ли ты гору Терновая Чаща?
- Да.
- А знаешь ли ты, где живет Высокий Утес?
- Да.
Желтый Предок удивился тому, что перед ним ребенок, который знает не только где гора 
Терновая Чаща, но и где живет Высокий Утес.
Он с уважением спросил:
- Может, ты знаешь, как управлять Поднебесным миром?
- Поднебесный мир нужно оставить таким, какой он есть.
Что же еще с ним делать?
Я с детства скитался по миру.
Зрение мое омрачилось.
Один старец наставил меня:
«Броди в степях у Сянчэна подобно колеснице солнца».
Ныне свет мира вновь воссиял для меня.
Я опять пойду скитаться за пределами шести углов Вселенной.
Что делать с Поднебесной?
То же, что я делаю с табуном лошадей.
И только.
Что же мне еще с ней делать?
- Управление Поднебесной действительно не твое дело.
И все же, пожалуйста, объясни мне, Желтому Предку, что с ней делать.
Мальчик промолчал.
Желтый Предок повторил свой вопрос.
Тогда пастушок ответил:
- Не так ли стоит управлять Поднебесной, как пасти коней?
Устранять все, что вредит лошадям.
И только.
Желтый Предок дважды поклонился мальчику, назвал его Небесным Наставником и почтительно 
удалился.

 Мужи знания невеселы, когда нет повода для размышления.
Ораторы невеселы, когда нет возможности для выступления.
Следователи невеселы, когда нет дел для розыска и допросов.
Все эти люди связаны вещами.
Мужи, славящиеся в свете, процветают при дворе.
Мужи среднего сословия славят начальников.
Силачи жаждут показать свою силу.
Храбрецы ждут случая проявить свою храбрость.
Воины, облаченные в латы, радуются битве.
Мужи, иссохшие, словно дерево, тешатся былой славой.
Мужи законов пекутся о правильном управлении.
Знатоки ритуалов и музыки придают значение своей внешности.
Любители милосердия и долга ценят общение с другими людьми.
Земледельцы, не пропалывающие сорняки на своем поле, не отвечают своему званию.
Купцы, не торгующие на рынках, не отвечают своему предназначению.
Когда у простых людей есть занятие, они усердно трудятся от зари до зари.
Ремесленники, овладевшие своим искусством, работают с еще большим рвением.
Если богатство не возрастает, жадные печалятся.
Если могущество не увеличивается, тщеславные горюют.
Приверженцы силы и управления радуются переменам.
Они найдут себе применение, воспользовавшись любой возможностью.
Они не останутся не у дел.
Все они гонятся друг за другом, точно времена года, но не меняются, как вещи.
Они дают волю своим прихотям.
Погребают себя среди вещей.
До самой смерти не могут вернуться к истине.
К самим себе.
Как это прискорбно.

 Чжуан-цзы спросил:
- Если того, кто попал в цель случайно, не целясь, считать отличным стрелком, тогда все в 
Поднебесной оказались бы такими же меткими, как охотник И.
Возможно ли такое?
Творящий Благо ответил:
- Возможно.
- В Поднебесной нет общепринятой истины.
Каждый считает истиной только свое собственное мнение.
Можно ли сказать, что в Поднебесной все мудры, как Яо?
- Можно.
- Последователи Конфуция и Мо Ди, Ян Чжу и Гунсунь Луна, по прозвищу Бин, составляют 
четыре школы.
Вместе с вашей, учитель, школ будет пять.
Какая же из школ обладает истиной?
А может быть, истиной обладает Лу Цзюй?
Его ученик сказал:
«Я перенял Путь учителя.
Я могу зимой приготовить горячую пищу на треножнике.
А летом делать лед».
На что Лу Цзюй ответил:
«Это означает посредством силы Ян притянуть Ян.
Посредством силы Инь притянуть Инь.
Мой Путь вовсе не таков.
Я покажу тебе, что такое мой Путь».
Тут он настроил два инструмента сэ.
Один положил в зале.
Другой в боковой комнате.
Тронул струну гун одного инструмента.
Откликнулась струна гун другого инструмента.
Тронул струну цзяо одного инструмента.
И тут же зазвучала струна цзяо другого инструмента.
Все струны обоих инструментов звучали в согласии.
Но можно ли изменить тон одной струны, не нарушив строй пяти тонов.
Чтобы потом, трогая эту струну, вызвать отклик всех двадцати пяти струн?
Такой звук был бы настоящим государем всех тонов.
Вот какой должна быть истина.
Творящий Благо сказал:
- Ныне последователи Конфуция и Мо Ди.
Яна и Бина спорят со мной, отрицая друг друга в речах.
Соперничая друг с другом в славе.
Но никто еще не смог опровергнуть меня.
Разве это не доказывает, что я владею истиной?
Чжуан-цзы ответил:
- Некий житель Цы, желая пристроить своего сына привратником в царстве Сун, был согласен 
на то, чтобы сыну отсекли ступню.
Поскольку в привратники брали калек и увечных.
И он же, покупая колокол, обмотал его веревками, чтобы не поцарапать.
И он же, разыскивая своего пропавшего сына,  даже не покинул приделов своего царства.
Что с этим поделаешь?
А еще, был некий житель царства Чу, который, остановившись в чужом доме, затеял ссору с 
привратником.
А потом, в полночь, в безлюдном месте стал беспричинно драться с лодочником.
Они еще не отчалили от берега, а уже кипели от злости. 

  Чжуан-цзы, стоя во время похорон рядом с могилой Творящего Благо, повернулся к 
сопровождающим и сказал:
- Среди иньцев был  человек, который, посадив на кончик носа пятнышко глины величиной с 
крылышко мухи, просил плотника Ши стесать его.
Плотник Ши начинал вращать над головой топор так, что поднимался ветер.
Улучив момент, сбривал пятнышко так, что не касался носа.
Инец не успевал ничего заметить.
Даже не менял выражения лица.
Услышав об этом, суньский царь Юань позвал к себе плотника Ши и сказал ему:
«Попробуй стесать и у меня, единственного». 
Плотник ответил царю:
«Ваш слуга и правда мог стесать пятно с носа.
Но мой партнер умер.
Теперь у меня нет подходящего материала».
Так вот, с тех пор, как умер учитель Творящий Благо, у меня тоже не осталось друга.
С кем я мог бы оттачивать искусство беседы.

 Гуань Чжун заболел.
Царь Хуань-гун сказал ему:
- Болезнь у вас, почтенный Чжун, тяжелая.
Я хочу спросить вас откровенно, если вам станет хуже, кому я могу доверить царство?
- А кому бы вы хотели, государь?
- Баошу Я.
Гуань Чжун сказал:
- Нет.
Он человек целомудренный и честный.
Но всех меряет по себе, а не себя по другим.
Если он хоть раз услышит о проступке другого, то всю жизнь ему не простит.
Если доверить ему управление царством, то вверху он будет навязывать свою волю государю.
Внизу станет перечить народу.
Пройдет немного времени, и он совершит проступок против государя.
Царь спросил:
- Кому же тогда?
- Не станет меня, можно доверить Сипэну.
Это такой человек, что высшие о нем забудут, а низшие не изменят.
Сам он сожалеет о том, что доблестью уступает Желтому Предку.
Но печалится о тех, кто не сравнится с ним самим.
Тот, кто делится полнотой жизненных свойств в себе, зовется мудрецом.
Тот, кто делится с другими своим богатством, зовется умным.
Тот, кто свои достоинства направляет на вышестоящих, никогда не завоюет их расположения.
Тот, кто свои достоинства направляет на нижестоящих, обязательно добьется их расположения.
Сипэн не слишком известен в царстве и не очень прославился у себя в роду.
Поэтому ему можно доверить управление.

 Уский царь, плывя по реке, поднялся на Обезьянью гору.
Завидев его, все обезьяны разбежались по сторонам.
Скрылись в непроходимой чаще.
Только одна обезьяна беспечно перепрыгивала с ветки на ветку.
Как бы показывая царю свою ловкость.
Царь выстрелил в нее из лука, но она поймала стрелу.
Тогда царь велел своим людям одновременно стрелять в нее из всех луков.
Обезьяна упорствовала до самой смерти.
Обернувшись, царь сказал своему другу, Красавцу Без Сомнений:
- Эта обезьяна хвасталась своей ловкостью и, в конце концов, нашла свою смерть. 
Пусть это послужит тебе предостережением.
Нельзя хвастаться своими достоинствами перед другими.
Вернувшись домой, Красавец Без Сомнений обратился к Дуну Платану с просьбой отучить его 
гордиться своею красотой.
Веселиться и искать славы.
Прошло три года и люди царства стали хвалить его.

 Цзы-Ци из Южного предместья сидел, опершись локтем о столик.
И дышал, обратив лицо к небу.
Посетив его, Яньчэн-цзы увидел это и сказал:
- Учитель, вы не имеете себе равных.
Может ли тело стать подобным высохшему дереву?
А сердце уподобиться мертвой золе?
Цзы-Ци ответил:
- Прежде я жил в горной пещере.
Однажды меня навестил Тянь Хэ.
Весь народ царства Ци трижды восславил его.
Я, конечно, раньше достиг славы, поэтому он обо мне и узнал.
Если бы у меня ее не было, как бы он обо мне узнал?
Я должен был свою славу продать, а он – перепродать.
Если бы я ее не продал, как бы он сумел перепродать?
Ах!  
Я стал печалиться о тех, кто сам себя губит.
Я стал печалиться о тех, кто печалится о других.
Я стал печалиться о тех, кто печалится о чужих печалях.
Вот так с каждым днем я все больше отклонялся от Пути.

 Конфуций пришел в царство Чу.
Чуский царь стал угощать его вином.
Сунь Шуао подал кубок.
Иляо из Южного предместья налил вино и, совершив возлияние духам, сказал:
- Сейчас здесь заговорит древний человек.
Конфуций промолвил:
- Мне тоже доводилось слышать об учении без слов.
Никогда прежде о нем не говорил, а сейчас скажу.
Иляо из Южного предместья беспечно развлекался игрой.
А споры между враждующими домами прекратились.
Сунь Шуао с веером из перьев в руках сладко спал.
А жители Ин, заподозрив хитрость, отложили оружие.
Чтобы это разъяснить мне, Цю, хотелось бы обладать языком длиной в три вершка.
По поводу этих двух мужей можно сказать, что они обладают Путем, который нельзя назвать.
Их свойства соединяются воедино с Путем и слова иссякают там, где знающий не способен 
познать.
Это Высшее.
Но даже в единстве с Путем свойства не могут быть одинаковыми.
То, что знающий не способен познать, красноречивый не способен прославить.
Беда от таких названий, как конфуцианцы и моисты.
Океан не отвергает вод, втекающих в него с запада.
Вот в чем истинное величие.
Мудрый объемлет Небо и Землю.
Простирает свою милость на весь Поднебесный мир.
Но неведомо, какого он рода-племени.
Живет, не имея ранга.
Умирает без посмертного имени.
Богатств не накапливает.
За славой не гонится.
Вот такой и называется великим человеком.
Собаку считают хорошей не за звонкий лай.
Не за красивые речи человека считают добродетельным, а тем более - великим.
В мире нет ничего более великого, чем Небо и Земля.
Поскольку они велики, то ничего не требуют для себя.
Тот, кто познал истинное величие, истинную целостность, ничего не добивается.
Он ничего не теряет.
Ни от чего не отказывается.
Не изменяет себя из-за других.
Он лишь возвращается к себе и не имеет границ.
Наследует древнему и не беспокоится о пустяках.
Такова искренность великого человека.

 У Цзы-Ци было восемь сыновей.
Выстроив их перед собой, он позвал Цзюфан Яня и попросил его:
- Узнай по лицам моих сыновей, кого из них ждет счастье.
Физиономист сказал:
- Счастье уготовано Куню.
- Что же это за счастье? 
- До конца дней Кунь будет делить трапезу с государем.
Цзы-Ци в слезах воскликнул:
- Неужели моего сына постигнет такое несчастье?
- Но ведь для того, кто вкушает пищу вместе с государем, милости распространяются на 
родичей до третьего колена.
Особенно на отца и мать.
А вы, уважаемый, услыхав такое предсказание, льете слезы и не желаете принимать свое 
счастье.
Счастливое предзнаменование принимаете за несчастливое.
- Янь, как ты узнал о том, что Куня ждет счастье?
- Благодаря тому, что от него исходит запах вина и мяса.
- А как ты узнал, каково происхождение этого запаха?
- Я никогда не был пастухом.
Однако овцы ягнились в юго-западном углу моего дома.
Я никогда не любил охотиться.
Однако перепелка вывела птенцов в юго-восточном углу моего дома.
Если это не предзнаменование, то, что же это такое?
- Со своими сыновьями я странствовал по всему свету.
Вместе с ними радовался Небу.
Вместе с ними кормился от Земли.
Я не занимался с ними делами.
Не строил планов.
Не интересовался чудесами.
Я постигал вместе с ними подлинность Неба и Земли.
Не связывал себя вещами.
Вместе с ними я жил привольно.
И не совершал того, что требует долг.
Отказался от всех пошлых обычаев.
А ныне пришло возмездие.
За каждым чудесным свидетельством кроются чудесные поступки.
Беда близка!
Но на мне и на моих сыновьях нет вины.
Все это идет от Неба.
Оттого то я и лью слезы.
Вскоре отец послал Куня в царство Янь.
По дороге на него напали разбойники.
Продать его целым и здоровым было труднее.
Поэтому разбойники отсекли Куню ногу и продали его в Ци.
Там Кунь оказался привратником в доме знатного царедворца.
И до самой смерти питался мясом.

 Беззубый повстречался с Сюй Ю и спросил его:
- Куда вы направляетесь?
- Бегу прочь от Яо.
- Отчего же вы бежите?
- Яо настолько предался милосердию, что, боюсь, над ним будет насмехаться вся Поднебесная.
А в будущих поколениях люди станут пожирать друг друга.
Ведь завоевать любовь народа не трудно.
Если ты сам любишь людей, то и они будут добры к тебе.
Если ты приносишь им выгоду, то они соберутся вокруг тебя.
Если ты будешь хвалить их, то и они будут славить тебя.
Если ты сделаешь им что-то неугодное, то они разбегутся.
Любовь и выгода появляются из милосердия и долга.
Отвергающих милосердие и долг мало, а пользующихся ими много.
Вот только поступки, исходящие из милосердия и долга, неискренни.
Случается, ими оправдывают звериную жадность.
Человек, в одиночку правящий Поднебесным миром, ограничен не меньше, чем любой другой.
Яо знает, что достойные мужи приносят пользу миру.
Но не знает, что эти же мужи и губят мир.
Но это ведомо лишь тем, у кого кругозор шире, чем у достойных мужей.

 Есть три вида учеников:
- невзыскательные,
самодовольные
и самоуверенные.
Те, кого я называю невзыскательными, учатся у одного наставника.
Удовлетворившись услышанным, бездумно держаться за свое учение.
Они полагают, что обладают прочными знаниями.
Не догадываются, что еще и не начинали учиться.
Таковы невзыскательные ученики.
Ученики самодовольные подобны вшам, живущим в свиной щетине.
Отыскав на коже свиньи подходящую складку, они поселяются в ней.
Думают про нее, что это настоящий дворец и прекрасный парк.
Спокойными и удобными местами они считают щели в копытах.
Изгибы на вымени и бедрах.
И не догадываются, что в один прекрасный день мясник пустит в дело свой нож.
Потом разложит костер и спалит всех вшей вместе со свиной щетиной.
Такие люди толкутся в одном мирке.
Входят и выходят через одни и те же ворота.
Я называю их самодовольными.
Самоуверенные – это шуни.
Баранине ни к чему муравьи.
Но муравьям нравится запах баранины.
Поступки Шуня пахли, как баранина.
И народу он понравился.
Трижды он переселялся, создавая города.
Когда Шунь переселился на пустыри в Дэн, с ним уже было десять раз по десять тысяч семей.
Услышав о добродетели Шуня, Яо призвал его.
Выделил ему пустынные земли, объявив всем:
- Надеюсь, земля обретет благодеяние с его приходом.
Поднимая пустынные земли, Шунь телом постарел.
Разумом одряхлел, а все трудился без отдыха.
Вот кого я называю самоуверенным.
Вот почему Божественный человек не любит, когда к нему стекается толпа.
Если толпа приближается к нему, он не ищет ее расположения.
Поскольку он не ищет ее расположения, от него нельзя получить выгоду.
Вот почему он ни с кем не старается сблизиться.
Ни от кого не старается отдалиться.
Пестует полноту жизни и гармонию, чтобы ладить со всем Поднебесным миром.
Таков Настоящий человек.
Он избавляется от запаха баранины.
От назойливости муравьев.
Уподобляется рыбе в просторе рек и озер.
Он наблюдает собственное зрение.
Слушает собственный слух.
Сознает собственное сознание.
Поэтому он ровен, как водная гладь.
Прям, как отвес.
В изменениях следует Пути.
Настоящие люди древности полагались на небесное.
Не позволяли человеческому вторгаться в него.

 Обрел это – родился.
Утратил это – умер.
Обрел то – умер.
Утратил то – родился.
Какое из лекарств станет в данный момент основным?
Воронья голова или цзебянь?
Куриная голова или свиной гриб?
Разве можно перечислить все их свойства?

 Когда Гоуцзянь и его три тысячи латников укрылись на горе Куйцзи, только Вэнь Чжун знал, 
как возродить разгромленное царство Юэ.  
И только Вэнь Чжун не знал, какая скорбь уготована ему самому.
Вот почему говорят:
«И глаза совы могут пригодиться.
И на ноге аиста есть коленце.
Отними – будет больно».
Говорят и так:
«Даже если Ветер переправится через Реку, то воды убавится.
Даже если Солнце переправится через Реку, то воды убавится».
Это значит, что даже солнце и ветер сдерживают течение реки.
Реке же кажется, что ее никто не сдерживает.
Что она свободно течет от истока до самого моря.
Земля держит воду.
Это рубеж воды.
Тень движется за человеком.
Это его рубеж.
Вещи охватывают другие вещи.
Это рубеж вещей.
Поэтому в ясности зрения таится опасность для глаз.
В чуткости слуха таится опасность для уха.
В сообразительности ума таится опасность для разума.
И всякая способность, проявившаяся в нас, чревата опасностью.
Когда опасность назрела, отвратить ее нет возможности.
Беды наши разрастаются, как бурьян.
Избавиться от них стоит больших трудов.
Плодов наших усилий приходится долго ждать.
Люди же считают свои опасности сокровищем.
Не прискорбно ли это?
Вот от чего рушатся царства и погибают жители.
И никто ни удосужится спросить – почему?

 Нога человека, ступая по земле, занимает мало места.
Пусть мало, но, опираясь на нее, он идет к невиданному.
Туда, где его нога еще не ступала.
Таковы же и человеческие познания.
Хотя они и невелики, но, опираясь на них, человек движется в неведанное.
Старается познать то, что зовется Небом.
Познает Великое единство.
Великую уступчивость.
Великое созерцание.
Великое постоянство.
Великий порядок.
Великое доверие.
Великую определенность.
Вот что такое совершенство. 
Великое единство все объединяет.
Великая уступчивость все высвобождает.
Великое созерцание все выявляет.
Великое постоянство все возвращает к истоку.
Великий порядок всему придает форму.
Великое доверие обнажает все подлинное.
Великая определенность все поддерживает.

В истоке всех вещей таится Небесное.
Следуя ему, обретешь понимание.
В сокровенной глубине хранится Ось бытия.
Там обретается исток противоположного.
У того, кто это постигнет, понимание будет выглядеть непониманием.
Знание будет выглядеть незнанием.
Когда знание приходит от незнания, вопросам об этом нет пределов.
Но нельзя их задавать беспредельно.
Вещи легки и неуловимы, но каждая обладает своей сущностью.
Ни в древности, ни ныне, ни одна не заменяет другую.
Нельзя никакую вещь умалить.
Почему же тогда не дать название тому, что обладает великим проявлением и доказательством?
Почему же не спросить о сущности?
Зачем пребывать в сомнении?
Чтобы решить сомнения с помощью несомненного, возвращаешься снова к несомненному.
  Вплоть до Великого Несомненного.