Главная страница Айки-ДоБасёБхагавадгитаДао Дэ Цзин
Дхарма ПадаЕвангелие от ФомыИ-ЦзинИ-Цзин (с ком.)Йога – Сутры Патанджали
Книга МирдадаКнига ЭкклесиастаЛао ЦзыМолитва РабийиОбратная связь
Омар ХайямПеснь МахамудрыПророкПросветлениеРуми
Сказки о ДаоСкачать книгиСловарьСтихотворенияЧжуан Цзы
Чтение


<< Содержание

Глава 3. ВСКАРМЛИВАНИЕ.

 Наша жизнь ограничена, а знания – нет.
Опасно ограниченному следовать за неограниченным.
Опасно совершенствовать знания.
Совершая добро, берегись славы.
Совершая зло, берегись наказания.
Только держась срединного Пути, можно уберечь себя.
Сохранить свою целостность.
Вскормить родных и дожить до предельного возраста.

 Повар царя Вэнь-хоя разделывал тушу быка.
Каждый взмах руки, нажим плеча или колена, сопровождались треском отделяемых частей.
Нож словно плясал в воздухе в такт старинных напевов.
То в такт мелодии «Тутовая роща», то в ритме песнопений Цзиншоу.
Царь воскликнул:
- Как прекрасно!
Как совершенно твое мастерство! 
Отложив нож, повар в ответ сказал:
- Ваш слуга привержен Пути.
Это важнее обыкновенного мастерства.
Раньше, разделывая туши, я видел их все целиком.
Потом перестал замечать.
Раньше я смотрел глазами
Теперь полагаюсь на внутреннее чутье.
Не доверяя органам чувств, повинуюсь осязанию духа.
Сообразуясь с бычьим естеством, следую его естественному строению.
Ввожу нож в полости, провожу меж сочлениями.
Потому никогда не наталкиваюсь на мышцы и сухожилия, не говоря уже о костях.
Хороший повар меняет свой нож каждый год, потому что режет.
Посредственный повар – каждый месяц, потому что рубит.
А я пользуюсь своим девятнадцать лет.
Разделал тысячи туш.
А он выглядит так, словно только что сошел с точильного камня. 
В сочлениях туши есть пустоты, а лезвие моего ножа не имеет толщины.
Когда то, что не имеет толщины, вводишь в пустоту, всегда найдется место, где погулять.
Поэтому и через девятнадцать лет мой нож выглядит, как новый.
Однако, всякий раз, когда я подхожу к трудному месту, собираю воедино все свое внимание.
Вожу ножом медленно.
Едва шевелю.
И вдруг – раз!
И туша распадается, словно ком земли рушится на землю.
Подняв руки, постою с довольным видом.
Оглянусь по сторонам.
Оботру нож  и спрячу его на место.
Царь воскликнул:
- Превосходно! 
Послушав тебя, я понял, как надо вскармливать жизнь.

  Гунвэнь Сюань повстречал Полководца правой руки и спросил в изумлении:
- Кто Вы?
Почему без одной ноги?
Отчего это произошло, от природы или от рук человека?
-  Не от человека, а от Неба!
У меня от рождения одна нога.
Небо дает нам то, что делает нас необыкновенными.
Неужели это не видно по моему внешнему облику?

 Фазан на болоте пройдет десять шагов, чтобы клюнуть зернышко.
Пройдет сотню шагов, чтобы напиться.
Но не станет жить в клетке, где всего вдоволь и не нужно никуда ходить.
Хоть и удобно, но не в радость.

 Когда умер Лао Дань, Цинь И пришел в его дом, чтобы выразить соболезнования. Трижды 
простонал и вышел.
Ученики спросили:
- Разве покойный не был Вам другом?
- Да, был, - ответил Цинь И.
- А если так, то можно ли оплакивать его подобным образом?
- Можно.
Сначала я подумал, что здесь его ученики, теперь вижу, что ошибся.
Я увидел стариков, рыдающих так, словно они скорбят  о своих умерших детях.
Молодых, причитающих так, словно они потеряли родную мать.
Видно в самом покойнике было что-то такое, что породило подобные настроения.
Все ученики собрались, чтобы говорить там, где не нужны слова.
Плакать там, где не нужны слезы.
Они отворачиваются от законов Неба.
Насилуют чувства.
Забывают о том, что дано им от рождения.
В старину это называли «грехом непослушания».
Когда пришло время, Учитель родился.
Закончился срок – Учитель покорился.
Когда живешь, повинуясь велениям времени, печаль и радость не властны над тобой.
Древние называли это «освобождением от первозданных пут».

 Для рук, заготавливающих хворост, наступает предел.
Но огонь продолжает разгораться, не ограничиваясь хворостом.
  Есть ли ему предел – неведомо.