Главная страница Айки-ДоБасёБхагавадгитаДао Дэ Цзин
Дхарма ПадаЕвангелие от ФомыИ-ЦзинИ-Цзин (с ком.)Йога – Сутры Патанджали
Книга МирдадаКнига ЭкклесиастаЛао ЦзыМолитва РабийиОбратная связь
Омар ХайямПеснь МахамудрыПророкПросветлениеРуми
Сказки о ДаоСкачать книгиСловарьСтихотворенияЧжуан Цзы
Чтение


<< Содержание

Глава 4. ЛЮДИ.

Янь Хой зашел к Конфуцию и попросил разрешения уйти.
Конфуций спросил:
- Куда ты хочешь направиться? 
- В царство Вэй.
- Зачем?
- Я слышал, что правитель Вэй молод и безрассуден в поступках.
Он не заботится о благе государства.
Не признает своих ошибок.
Для него жизнь людей ничего не стоит.
Убитых в его царстве, что камыша на болоте.
Народ в отчаянии.
Я помню Ваши наставления, учитель.
«Не беспокойтесь о тех царствах, где порядок.
Идете туда, где порядка нет.
Больные стекаются к дому, в котором живет врач». 
Я хочу применить на деле то, чему Вы учили.
Может, удастся излечить это царство.
Конфуций воскликнул:
- Ах! 
Боюсь, что там тебя казнят.
Учение не терпит смятения.
Когда ум охвачен смятением, истина дробится.
Когда истина раздроблена, люди подвержены скорби.
Если ты не сможешь одолеть смятение в своей душе, то никогда не станешь свободным.
Совершенные люди древности учили других тому, в чем сами находили прочную опору.
А пока ты сам не обрел такую опору в себе, как можно поучать надменного тирана?
Понимаешь ли ты, что источник власти над людьми заключен в знании?
Власть, в ущерб добродетели, проявляется в славе.
Знания рождаются из соперничества.
Ради славы люди сражаются друг с другом.
Знание есть орудие этой борьбы.
И то, и другое – вещи вредные.
Они не сделают нас лучше.
Даже обладая великой добродетелью и безупречной честностью, ты еще не умеешь 
распознавать, что творится в душе человека.
В его сердце.
Даже не стремясь к славе, ты не можешь понять скрытые намерения людей.
Проповедовать добро, справедливость и благородные деяния в речах прямых, словно линия 
отвеса, перед жестокосердным государем.
Это значит показать свою красоту, обнажая уродство другого.
Такого человека следовало бы назвать «ходячим несчастьем».
Тому, кто доставляет людям неудовольствие, не избежать беды.
Боюсь, что тебя погубят.
И еще, если правитель Вэй сделает вид, что любит умных и добродетельных, то как его 
излечить?
Тебе придется молчать и не вступать с ним в спор.
Иначе он будет придираться к твоим недостаткам, и превозносить свои достоинства.
Он смутит твой взор.
Смирит твою гордость.
Замкнет твои уста.
Заменит твое сердце.
Станешь подстраиваться к нему в речах.
Приспосабливаться в поведении.
Утверждаться в его мыслях.
Это все равно, что «огнем тушить огонь, водой заливать воду».
Это называется «было плохо, а станет еще хуже».
Стоит уступить с самого начала, будешь угождать ему до конца дней.
А когда царю надоедят твои речи, ты все равно закончишь жизнь на плахе.
Так в старину царь Цзе казнил Гуань Лунфена, а царь Чжоу – Биганя.
Оба казненных были людьми безупречного поведения, любили и жалели народ.
Ради низших противились высшим.
За это правители и погубили их.
Они пали жертвой доброго имени, поскольку мечтали о славе.
Когда-то царь Яо пошел войной на владения  Цзун, Чжи и Сюао.
Юй напал на удел Юху.
Эти царства были превращены в пустыню, множество людей казнили.
Не было предела грабежу и насилию.
А все из-за жажды победы и славы.
Стремление к славе погубило много мудрых людей.
Что говорить о тебе?
И все же расскажи, что ты задумал?
Янь Хой спросил:
- Можно ли действовать со всей прямотой, но скрытно.
Прилагать все усилия, но оставаться верным себе?
Конфуций ответил:
- Нет, нельзя!
Царь полон энергии и не умеет сдерживать свои страсти.
Он непостоянен, но ему никто не перечит.
Подавляя чувства других, он наслаждается собственным произволом.
В нем не зарождается даже то, что называют «благотворным влиянием, растущим день ото дня».
Что же говорить о праведности? 
Даже если внешне согласится, внутри у него ничего не изменится.
И он будет стоять на своем.
Нет, так действовать нельзя.
- Тогда я буду прям внутри и податлив снаружи.
Я останусь верен своим убеждениям и податлив царской воле.
Во внутренней прямоте  буду послушником Неба.
Тот, кто становится послушником Неба, знает, что и Сын Неба и он сам – дети Неба.
Буду говорить без умысла, не заботясь, одобряют это люди или нет.
Про таких говорят – ребенок, и относятся, как к детям.
Вот, что я называю «быть послушником Неба».
Тот, кто податлив снаружи, становится послушником человека.
Держать в руках ритуальную таблицу.
Падать на колени и простираться ниц – таково поведение подданных.
Я буду поступать так же.
Делая то, что делают другие, я никому не дам повода быть недружелюбным ко мне.
Вот что я называю «быть послушником человека».
Храня верность своим убеждениям.
Покоряясь царской воле, я буду еще и послушником древних.
Правдивые слова, назидания и поучения, восходят к древним.
Сам я не буду за них в ответе.
В таком случае, я могу быть прям, не рискуя собой.
Это я называю «быть посредником древних».
Можно ли так действовать?
Конфуций ответил:
- Нет, нельзя! 
Планы хитроумные, но осуществить их трудно.
Будь проще, тогда избежишь беды.
Однако, остановись на этом.
Твоего правителя все равно не переделать.
В планах ты слишком полагаешься на свой ум.
Янь Хой воскликнул:
- У меня больше нет планов.
Прошу Вас, Учитель, дайте мне совет! 
- Действовать по собственному разумению, не слишком ли это легко?
Тот, кто предпочитает легкие пути, не увидит Небесного Сияния.
Постись, и я просвещу тебя.
Янь Хой спросил:
- Я живу бедно.
Уже несколько месяцев не пил вина и не ел мяса. 
Может ли это считаться постом? 
- Так постятся перед совершением жертвоприношения, я же говорю о посте сердца.
- Осмелюсь спросить, что такое пост сердца?
- Это значит сосредоточить свою волю на Едином.
Слушать не ушами, а сердцем.
Ощущать энергию жизни. 
Перестань доверять органам чувств, очисти сознание.
Пусть Пустота укоренится в тебе и откликнется внешним вещам.
Путь проявляется в Пустоте.
Пустота есть пост сердца.
- Пока я, Хой, не воспринял этого наставления, существовал только, как Хой.
Лишь начал его применять, Хоя не стало. 
Можно ли считать, что я достиг Пустоты?
Конфуций ответил:
- Да, теперь я могу тебе сказать.
Ты можешь войти в клетку к царю и спокойно там разгуливать.
Оставаясь равнодушным к славе.
Станет слушать тебя – пой.
Не станет – умолкни
Не помогай ему, но и не препятствуй.
Научись следовать неизбежному.
Обрети дом в своем сердце.
Будь всегда у-местным.
Можно ходить, не оставляя следов.
Труднее ходить, не касаясь земли.
Можно подражать тем, кто служит человеку.
Гораздо сложнее тем, кто служит Небу.
Все знают, что можно летать с помощью крыльев.
Но не все, что можно летать без помощи крыльев.
Тебе известно, что знание можно добывать с помощью знания.
Но знаешь ли ты, что знание можно добыть благодаря незнанию?
Вглядись в свой сокровенный дом.
Из его пустоты исходит ослепительный свет.
Счастье приносит прекращение прекращения.
Освобождение от желания освободиться.
Пока ты не придешь к этому, будешь мчаться галопом, даже восседая неподвижно.
Если твои глаза и уши будут внимать внутреннему.
Если пустое сердце обратится к внешнему.
То пребудут к тебе не только люди, но даже души предков и боги.
Вот что такое превращение всей тьмы вещей.
Юй и Шунь в этом обрели основу.
Фу Си и Ци Цзюй на этом прекратили свои странствия.
Простым людям и подавно стоит здесь остановиться.

 Правитель удела Шэ Гун Цзыгао, собираясь отправиться послом в царство Ци, спросил у 
Конфуция:
- Мой повелитель отправляет меня  с очень ответственным поручением.
Я слышал, в Ци принимают с большим почетом, вот только очень медлят с ответом.
Я в тревоге.
Поторапливать  простолюдина – неблагодарное дело.
Что говорить о правителе царства?
Вы как-то говорили мне, что, совершая дела, большие или малые, мы всегда стремимся к 
успеху.
Если успеха не достигаем, нас настигает человеческая кара.
Если достигаем, то кара Небес.
Только праведный может избежать того и другого.
Я непритязателен в пище.
Неприхотлив во всем остальном.
В жару не ищу прохлады.
Но как только получил приказ, утоляю жажду ледяной водой.
А у меня все равно поднимается жар.
Еще не доехал до места, а уже силы Инь и Ян терзают меня.
Если не выполню приказ, то и человеческая кара настигнет меня.
Наверное, я не в силах исполнить свой долг по отношению к повелителю.
Умоляю Вас, дайте мне совет.
Конфуций ответил:
- В мире существуют две великие заповеди.
Одну посылает судьба, вторую – долг.
Судьбою дана любовь к родителям.
Она укореняется в сердце.
Долг обязывает служить государю.
От него никуда не скрыться, без него не обойтись.
Эти два правила нельзя нарушать.
Поэтому я называю их великими заповедями.
Сыновья любовь проявляется в служении родителям и оберегании их покоя.
Служение государю выражается в безусловной преданности и покорности.
Можно еще служить своему сердцу.
Высшая заслуга этого служения – спокойно принимать судьбу.
Не давая воли огорчению или радости, следовать за неизбежным.
Случается, что слуга или сын вынуждены в своем служении забыть о себе.
Забыть о собственном удовольствии.
Забыть о страхе смерти.
Вот как Вы должны поступить.
Дозвольте мне поделиться тем, что я понял в этой жизни
. С соседними царствами следует поддерживать взаимную дружбу, основанную на верности в 
делах.
Дальним царствам следует высказывать дружелюбие в словах.
Эти речи должен кто-то передавать.
А нет ничего более сложного, чем передавать речи сторон, которые довольны или недовольны 
друг другом.
В первом случае будет слишком много восторгов, во втором – упреков.
Но всякое преувеличение есть пустословие.
Пустословие не вызывает доверия.
Если нет доверия, то человек, произносящий подобные речи, подвергается опасности.
Поэтому существует правило – передавай только суть дела.
Не говори ничего лишнего.
В таком случае, возможно, останешься цел.
И еще, помни:
Искусные бойцы начинают меряться силами открыто.
Потом прибегают к тайным приемам.
В переломный момент используют различные хитрости.
Участники торжественного обеда вначале соблюдают церемонии.
Далее пренебрегают  приличиями.
Заканчивается веселье непристойностями.
И так во всем.
Начинают сдержано, заканчивают грубо.
И то, что вначале кажется делом простым, под конец нам уже не подвластно.
Ветер вызывает волны.
Так и наши речи могут вызвать радость или гнев, победу или поражение.
И то, и другое может навлечь на нас беду.
Поэтому не стоит высказывать гневные речи и пристрастные суждения.
Предсмертный крик зверя, полный ярости, проникает в сердце охотника и вызывает такой же 
яростный отклик.
Если чересчур отстаивать свою правоту, собеседник начнет спорить с вами, сам не понимая, 
почему.
Если никто не знает, почему это началось, как кто-то может знать, чем это закончится?
Поэтому говорят – не отклоняйся от порученного.
Не настаивай на решении.
Во всем соблюдай меру.
В таком случае избежишь опасности.
Ибо успех требует времени, а провал уже не исправить.
Можно ли себе позволить неосмотрительность?
Свободно странствовать сердцем.
Пользоваться вещами, как колесницей.
Взращивать в себе Срединное.
Доверяться неизбежному – вот предел нашего совершенства.
Как добиться ответа от Ци?
Нет ничего важнее в жизни, чем исполнить предначертанное.
Вверится судьбе.
Но и нет ничего труднее.

Когда Янь Хэ назначили воспитателем наследника престола при дворе вэйского царя Лин-гуна, 
он спросил у Цюй Баоя
:
- Представьте себе, что рядом живет человек, которого Небо наделило страстью к убийству.
Ели его не удерживать, опасность будет грозить всему нашему царству.
Если его удерживать, то опасность будет грозить мне.
Знаний у него хватает, чтобы понять чужие ошибки.
Но не хватает ума, чтобы понять свои собственные.
Как мне быть с таким человеком?
- Какой хороший вопрос!
Будь всегда осторожен.
Будь внимателен
Будь безупречным в своем поведении.
Лучше всего внешне с ним сближаться, а в сердце хранить гармонию.
Однако, и то, и другое опасно.
Сближение не должно быть глубоким.
Внутренняя гармония не должна быть явной.
Если ты окажешься втянутым в мирские дела, тебя захлестнут раздоры и гибельные страсти.
Если позволишь духовной энергии выскользнуть наружу, она обернется пошлой славой и 
лукавством.
Станет он вести себя, как ребенок, и ты веди себя, как ребенок.
Не станет соблюдать ранга, и ты не соблюдай ранга.
Будет переходить все границы, и ты с ним переходи все границы.
Постигай его нрав.
Следуй его светлому началу.
Освобождай его от ошибок.
Видел ли ты, как кузнечик-богомол в гневе топорщит крылышки, преграждая дорогу повозке?
Не сознавая, что ему ее не одолеть, он переоценивает свои силы и гибнет под 
колесами.       Будь осторожен!
Будь внимателен!
Если, похваляясь заслугами, будешь их переоценивать, совершишь ту же ошибку.
Знаешь ли ты, как укротитель кормит тигра?
Он не дает ему живое животное, ибо, убивая, тигр приходит в ярость.
Не дает целую тушу, потому что, разрывая ее, тигр свирепеет.
Он своевременно кормит голодного, чтобы не раздражать зверя.
Даже тигры любят тех, кто их кормит.
Укротитель изучает природные наклонности тигра, стараясь следовать его природе.
Тигр и человек принадлежат к разным видам.
Но если человек потакает тигру, тот к нему ластится.
Перечит ему, и тигр его убивает.
Наездник, ухаживающий за своим конем, убирает навоз и мочу, холит и лелеет его.
Но вот, отгоняя овода, внезапно хлопнет коня, а тот взбрыкнет и проломит хозяину голову.
Чрезмерная забота и любовь могут привести к гибели.
Можно ли забыть об осторожности в этой жизни?

Плотник Ши направлялся в царство Ци.
На перекрестке дорог, у алтаря духов Земли, увидел огромный дуб в сотню обхватов.
Крона его была так велика, что под ней укрылось  бы несколько тысяч быков.
Высотой он превосходил окрестные холмы.
Нижние ветви начинались в десяти саженях от земли.
Каждая из которых сгодилась бы на большую лодку.
Под деревом толпилось столько зевак, сколько их бывает на ярмарке в базарный день.
А плотник даже не остановился и прошел мимо. 
Ученик плотника, вдоволь насмотревшись на дуб, догнал наставника и спросил:
- Учитель, с тех  пор, как я взял в руки топор и пошел за Вами, мне не доводилось видеть 
такой превосходный материал.
Почему Вы даже не взглянули на это дерево?
Плотник сказал:
- Не стоит говорить о нем.
От него нет никакого проку.
Лодка, сделанная из этого дуба, потонет.
Гроб быстро сгниет, посуда – расколется.
Сделаешь ворота или двери, они рассохнуться.
Сделаешь колонну – ее источат жуки.
Это дерево ни на что не годно.
Вот почему оно выросло таким большим и смогло прожить так долго.
Когда плотник вернулся домой, ему приснился священный дуб и сказал:
- С какими деревьями ты хочешь меня сравнить?
С годными для обработки и идущими на украшения?
Или с теми, что приносят плоды?
Такими, как вишня, груша, мандарин?
Когда плоды на них созревают, их безжалостно обрывают.
Ломают  большие ветки и калечат молодые побеги.
Деревья эти страдают из-за своих способностей.
Умирают, не исчерпав своего жизненного срока.
Они страдают из-за того, что полезны людям. 
Я же давно стремлюсь к тому, чтобы стать бесполезным.
Чуть не погиб, но вот, на склоне лет, добился своего.
Моя бесполезность для других очень полезна для меня самого.
А был бы полезным другим, разве смог бы столько прожить и вырасти таким большим?
Такова участь всех вещей в мире.
И стоит ли беспокоиться о том, как одна вещь думает о другой?
Не тебе никчемному человеку, срок жизни которого так мал, судить меня.
Проснувшись, Ши рассказал свой сон ученику, а тот спросил:
- Если дуб не хочет приносить пользы, зачем он растет у алтаря?
Плотник ответил:
- Замолчи!
Он растет там, чтобы невежды его не оскорбляли.
Ведь деревья, которые не слывут священными, люди калечат куда чаще даже без всякой 
надобности.
Кроме того, он оберегает святыню, чуждую всего пошлого и обыденного.
Его нельзя мерить обычной мерой.
Но мы не отдалимся от истины, если скажем, что он выполняет свой высокий долг.

 Цзы-ци из Южного предместья гулял на горе Шан.
Там он увидел огромное дерево, которое еще издали, выделялось из всех прочих.
В его тени могла бы укрыться тысяча колесниц, запряженных четверкой лошадей.
Цзы-ци подумал:
- Что за дерево!
Вот, должно быть, замечательный материал.
Посмотрел вверх и увидел, что его ветви так извилисты и кривы, что не пойдут на балки и 
перекладины.
Посмотрел вниз  и заметил, что корни такие корявые и разветвленные, что из них не 
выточишь гроб.
Лизнул лист, тот час же поранил язык  и выплюнул нетерпимую горечь.
Вдохнул аромат, и его три дня не отпускала головная боль.
После чего Цзы-ци говорил:
- Это дерево ни на что не годно, потому оно и выросло таким огромным.
Только прозорливый человек не показывает, чем он полезен, так же, как и это дерево.

 Есть в царстве Сун место.
Оно называется Цзинши.
Там хорошо растут орех, туя и шелковица.
Вырастают они в одну – две пяди толщиной.
Их срубают, чтобы сделать кол для привязи обезьян.
Вырастают в три – четыре пяди.
Рубят на перекрытия и балки в доме.
Дорастут до семи – восьми пядей в толщину.
Срубят, чтобы изготовить гроб для богатого и знатного.
Так ни одно дерево не может прожить весь срок, отпущенный ему природой.
Гибнет от топора.
Оно гибнет, потому что полезно.
Будь оно бесполезно, никто бы не обратил на него внимания.
Ведь запрещают приносить в жертву духу реки быка с белым пятном во лбу.
Поросенка с перекошенным рылом и человека, страдающего геморроем.
В этих признаках шаманы и жрецы видят предвестие беды.
Прозорливые люди находят в том же предзнаменования счастья.

 Подбородок калеки Чжи касается пупка.
Плечи возвышаются над макушкой.
Пучок волос на затылке торчит прямо в небо.
Внутренности теснятся в верхней части тела.
Бедренные кости похожи на ребра.
Склоняясь над иглой или стиркой, он зарабатывает достаточно, чтобы прокормиться.
Гадая кому-то о будущей судьбе, способен получить в десять раз больше.
Если власти набирают рекрутов для войска, среди них без опаски толкается этот калека. 
Когда объявляют всеобщую повинность, его освобождают от общественных работ.
Когда же идет раздача милостыни больным и немощным, ему достается три меры зерна и десять 
вязанок хвороста.
Если даже человек, кажущийся другим ущербным телом, способен уберечь себя и дожить до 
предельного возраста, что говорить о том, кто кажется юродивым?

 Конфуций странствовал в царстве Чу.
Тамошний безумец Цзе Юй, проходя мимо, пропел:
О, Феникс!
О, Феникс!
Прощай добродетель!
Грядущее в дымке,
Прошедшее, где ты?
Когда все в порядке,
И мудрый при деле.
Когда Путь потерян,
Подумай о теле.
В ужасное время
От казни спасайся.
За счастья пушинкой
Тогда не гоняйся.
Несчастье на плечи,
О груз непомерный!
Опасно, спасайся.
К чему добродетель?
В кругу на песке
Не укрыться от смерти.
Пусть тернии жизни 
Не встречу в дороге.
Извилист мой Путь,
Не поранить бы ноги.

Деревья в лесу сами привлекают топор.
Масло в светильнике сжигает само себя.
Коричное дерево гибнет из-за своего аромата.
Лаковое дерево срубают, потому что оно приносит пользу.
  Все знают пользу полезного, но никто не знает пользы бесполезного.