<< Содержание Глава 9. У КОНЯ КОПЫТА. У коня копыта. Он может ступать по инею и снегу. Шкура защищает его от ветра и холода. Он щиплет траву. Пьет воду Встает на дыбы и скачет. Такова истинная природа коня. Ему не нужны высокие башни и просторные залы. Но вот пришел Болэ и сказал: - Я умею укрощать коней. И принялся подстригать им гривы и подрезать копыта. Стал их клеймить, взнуздывать и стреножить. Запирал в конюшне и загоне. Из каждого десятка погибли двое-трое. Он стал укрощать их голодом и жаждой. Пускать рысью и галопом. Заставлял держать строй. Спереди им угрожали удила и шлея. Сзади – кнут и хлыст. Коней погибало больше половины. Гончар сказал: - Я умею лепить из глины. Круглое он делал с помощью циркуля. Квадратное ровнял по угольнику. Плотник сказал: - Я умею обрабатывать дерево. Изгибы у него соответствовали крюку. Прямые линии делались по отвесу. Разве своей природой глина и дерево стремятся соответствовать циркулю и угольнику, крюку и отвесу? Тем не менее, мастеров славили из поколения в поколение: - Болэ умел укрощать лошадей! Гончар и Плотник искусно управлялись с глиной и деревом! Это ошибка тех, кто правил Поднебесной. Я думаю, что мастер, управляя Поднебесной, поступил бы иначе. Люди от природы обладают постоянством. Они ткут и одеваются. Пашут землю и кормятся. Это у них в крови. Некогда они были едины. Не делились на группы. Обладали свободой И не знали об этом. В те времена, Когда свойства были Природными, Ходили медленно, Смотрели прямо. В горах Не протаптывали тропы. На озерах не строили Мостов и лодок. Все создания Жили вместе. Селения тянулись Одно за другим. Птицы сбивались в стаи. Звери ходили стадами. Травы росли Со всей пышностью. Деревья достигали Предельной высоты. Каждый мог Играть со зверем И заглядывать В гнезда птиц. В те времена Люди жили с животными Словно потомки одного рода. Разве думали они о делении На благородных И ничтожных? Едиными были в незнании. Следовали своей природе. Не подвластные страстям. Были просты и безыскусны. Когда же появились мудрецы, то умение ходить прихрамывая вокруг да около стали принимать за милосердие. Стояние на цыпочках принимали за долг. Все в Поднебесной пришло в замешательство. Распущенность и излишества стали принимать за наслаждение. Сложенные руки и согнутые колени стали принимать за обряды. Все в Поднебесной стали отдаляться друг от друга. Разве можно вырезать жертвенный сосуд не расколов цельного дерева жизни? Разве можно изготовить скипетр и государственную печать, не повредив белого нефрита души? Откуда возьмутся милосердие и долг, если не будет нарушена цельность природных свойств? Кому нужны ритуалы и музыка, если не заглушать естественные чувства? Как создать орнамент, когда краски едины? Кто настроит музыкальный инструмент, если не выделять пять нот? Вина мастеров в том, что для изготовления сосуда им приходится калечить дерево. Вина мудрецов в том, что ради милосердия и долга они калечат природные свойства человека. Пока кони жили на просторе, они щипали траву и пили воду. Радуясь, сплетали шеи и ласкали друг друга. Сердясь, поворачивались друг к другу задом и лягались. Только в этом заключались их природные свойства. Но когда на коней надели хомут и удила, они начали упираться и кусаться В том, что даже у коней появились разбойничьи повадки, повинен мастер Болэ. Во времена царствования рода Хэсюй люди, живя в своих домах, не задумывались над тем, чем они занимаются. Отправляясь в путешествие, не выбирали направления. Набивали себе рот и радовались. Похлопывали себя по животу и отправлялись гулять. Таковы были их природные наклонности. А потом появились мудрые. Они научили сгибаться и кланяться, следуя ритуалам и музыке Считая, что таким образом установятся правильные формы всех вещей. Заставляли всех тянуться за милосердием и долгом. Думая, что вселят в людские умы покой. И тут народ принялся стоять на цыпочках. Ходить, прихрамывая, вокруг да около. Так пристрастился к знаниям и соперничеству в погоне за наживой, что нельзя его было остановить. В этом вина мудрецов. |