Главная страница Айки-ДоБасёБхагавадгитаДао Дэ Цзин
Дхарма ПадаЕвангелие от ФомыИ-ЦзинИ-Цзин (с ком.)Йога – Сутры Патанджали
Книга МирдадаКнига ЭкклесиастаЛао ЦзыМолитва РабийиОбратная связь
Омар ХайямПеснь МахамудрыПророкПросветлениеРуми
Сказки о ДаоСкачать книгиСловарьСтихотворенияЧжуан Цзы
Чтение


<< Содержание

3. КАРМА - ЙОГА

(Путь Действия).

1. Арджуна сказал:
- О, Джанардана (Кришна), если ты считаешь,
Что интеллект-буддхи выше действия, то почему,
Кешава, вовлекаешь меня в ужасное дело?

2. Противоречивыми словами ты как бы
Смущаешь мой разум сердца-буддхи.
Скажи мне определенно одно,
То, посредством чего я достигну высшего блага.

3. Шри-Бхагаван сказал:
- О, безупречный, миру дал я два пути к спасению.
Джняна-йога – путь осознания размышляющих,
И Карма-йога – путь правильного действия йогов.

4. Простым бездействием
Не достичь недеяния.
Отказом от работы
Не обрести совершенства.

5. Никто, даже мгновение,
Не пребывает в бездействии.
Действия производятся невольно
В силу природных качеств-гун.

6. О том, кто обуздывает органы чувств,
Но в уме-манасе лелеет объекты чувств,
Говорят как о лицемере,
Обманывающем самого себя.

7. Тот же, кто покорил умом-манасом чувства,
О, Арджуна, и не имеет привязанностей,
Кто решительно идет по пути карма-йоги,
Достигает высшей цели.

8. Совершай необходимые действия,
Ибо действия лучше бездействия.
Без действия ты даже не сможешь
Поддерживать существование тела.

9. Всякое действие, кроме жертвы-яджни,
Связывает в этом мире, Каунтея!
Совершай действия без привязанности,
Как религиозное подношение.

10. Создав человечество наряду с жертвой,
Параджапати-Творец сказал:
- Ею возрастайте, да будет она вам
Дойной коровой ваших желаний - камадук.

11. Жертвенностью укрепляйте Богов
И да насытят вас Боги!
Жертвенностью укрепляйте друг друга
И достигнете высшего блаженства.

12. Боги, укрепленные жертвой,
Подарят вам желаемые блага жизни.
Тот, кто наслаждается дарами Вселенной,
Не воздавая ей должного, тот вор.

13. Праведные, питающиеся остатками
Жертв-яджн, свободны от грехов.
Чревоугодники, готовящие пищу 
Только для себя, вкушают грех.

14. Существа живут благодаря пище.
Пища возникает из дождей.
Дожди порождает жертва-яджня.
Жертва рождена деятельностью-кармой.

15. Деятельность исходит из Духа-Брахмана.
Брахман происходит из Непреходящего-Акшара.
Поэтому созидательное сознание Брахмана
Всегда присутствует в жертве-яджне.

16. Кто в этом мире не следует 
Установленному вращению колеса, о, Партха,
Кто погряз в пороке и услаждает чувства,
Тот живет напрасно.

17. Лишь для того, кто в Душе-Атмане
Обретает радость, кто удовлетворен Душой,
Душою умиротворен и насыщен,
Не существует обязанностей.

18. Действуя, он не преследует целей,
Ничего не теряет бездействуя.
Он не ищет опоры
Ни в одном существе.

19. Сознательно без привязанности 
Совершай должные действия-карму.
Выполняя действия без привязанности,
Человек достигает Высшего.

20. Лишь следуя путем правильного действия,
Джанака и подобные ему достигли совершенства.
Ты тоже должен действовать,
Чтобы направить людей на правильный путь.

21. Что бы ни делал выдающийся человек,
Простые люди ему подражают.
Какой он ведет образ жизни,
Такому образу следует и народ.

22. Нет, о, Партха,  в трех мирах такого,
Что надлежало бы мне сделать,
Нет такого, чего бы я ни достиг, однако,
Я сознательно пребываю во всех действиях.

23. Если бы я когда-нибудь
Перестал непрестанно действовать,
То Моим путем
Последовали бы все люди, Партха.

24. Из-за моего бездействия
Эти миры погибли бы.
Я стал бы причиной смешения-самкары
И гибели всех существ.

25. О, Бхаратович, невежественные совершают
Действия предвзято, с надеждой на награду.
Праведный действует бескорыстно,
Подавая пример другим.

26. Праведному не следует смущать умы-буддхи 
 Невежд, привязанных к действию-карме.
Действуя сознательно, просветленный
Должен побуждать их любить все дела.

27. Все действия порождаются свойствами-гунами
Изначальной Природы-Пракрити.
Но введенный в заблуждение эгоизмом-аханкара,
Думает:  «Деятель Я».

28. О, Сильнорукий, знающий истину
О разделении свойств-гун и их действий,
Понимает «свойства вращаются в свойствах»
И не привязывается к ним.

29. Ослепленные свойствами-гунами природы
Привязываются к делам этих свойств.
Знающим не следует смущать их,
Несовершенно знающих, слабых.

30. Посвяти все действия Мне!
Сосредоточься на высшей Душе-Атмане.
Освободись от эгоизма и ожиданий,
Оставь горячность и сражайся.

31. Люди, исполненные веры, независтливые,
Следующие Моему учению бескорыстно,
Хотя и продолжают действовать,
Освобождаются от кармы.

32. Но тот, кто осуждает Мое учение,
Кто не живет в соответствии с ним,
Тот лишен истинной мудрости.
Знай, эти неразумные обречены.

33. Даже знающий вынужден поступать
Согласно своей природе.
Природе следуют все существа.
К чему приведет подавленье?

34. Привязанность и отвращение чувств
Зависят от их объектов.
Осознай воздействие этой двойственности.
Оба они – враги.

35. Свой несовершенный долг-свадхарма 
Лучше чужого, исполненного в совершенстве.
Лучше смерть при исполнении свадхармы.
Чужая дхарма опасна.

36. Арджуна сказал:
- Что же побуждает человека
Совершать грех помимо воли, Варшнея ,
Словно он силою принуждается?

37. Шри-Бхагаван сказал: - Это вожделение,
Это гнев, всепожирающий, многогрешный.
Знай его здесь как врага, рожденного
Гуной страсти - раджас.

38. Как дымом покрыт огонь,
Металлическое зеркало – ржавчиной,
Как зародыш сокрыт утробой,
Так он этот мир покрывает.

39. Знание-джняна скрыто, Каунтея,
Этим извечным врагом знающего,
Имеющего облик вожделения-камы
Подобного всепожирающему огню.

40. Чувства, ум-манас и интеллект-буддхи
Являются обителью желаний, его прибежищем.
Через них, сокрыв знание-джняну,
Вводит он в заблуждение Воплощенного.

41. Поэтому, вначале обуздай свои чувства,
О, бык среди потомков Бхараты (Арджуна),
А затем уничтожь злобного губителя
Знания-джняны и осознания-виджняны. 

42. Чувства-индрии называют великими.
Выше чувств – ум-манас.
Выше ума – интеллект-буддхи.
ТОТ  выше интеллекта.

43. Познав ТОГО, кто выше интеллекта-буддхи,
Утвердив себя в Душе-Атмане,
О, Сильнорукий, рази врагов,
Принявших облик желаний-кама.

АУМ   ТАТ   САТ.

Такова третья глава Упанишады священной Бхагавад-Гиты, 
беседы Шри-Кришны и Арджуны, видение Духа-Брахмана 
и описание единения – йогашастры, которая называется 
«Путь Действия» (Карма-Йога).