Главная страница Айки-ДоБасёБхагавадгитаДао Дэ Цзин
Дхарма ПадаЕвангелие от ФомыИ-ЦзинИ-Цзин (с ком.)Йога – Сутры Патанджали
Книга МирдадаКнига ЭкклесиастаЛао ЦзыМолитва РабийиОбратная связь
Омар ХайямПеснь МахамудрыПророкПросветлениеРуми
Сказки о ДаоСкачать книгиСловарьСтихотворенияЧжуан Цзы
Чтение


<< Содержание

4. ДЖНЯНА - ЙОГА

(Путь Знания)

1. Шри-Бхагаван сказал:
- Эту непреходящую йогу я возвестил Вивасванту (богу Солнца),
Вивасвант поведал ее Ману (древний законодатель Индии),
Ману передал Икшваку (основатель солнечной династии кшатриев).

2. Так, принимая один от другого,
Ее познавали царственные мудрецы-раджариши.
Но, через длительное время,
Эта йога была утрачена, Парантапа.

3. Эту древнюю йогу
Я сегодня поведал тебе, ибо ты
Мой преданный-бхакт и друг.
Это величайшая тайна.

4. Арджуна сказал:
-Вивасвант по рождению старше тебя.
Как же понимать Твои слова,
Что Ты изначально возвестил эту йогу?

5. Шри-Бхагаван сказал:
- Много у нас с тобой прошлых рождений.
Я знаю их все, Арджуна!
Ты же не помнишь о них, Парантапа.

6. Хотя я нерожденный, непреходящий Дух-Атман,
Хотя Я Владыка существ и властвую
Над своей Природой-Пракрити, воплощаюсь же
Посредством атманической иллюзии-майи.

7. Когда праведность-дхарма ослабевает,
О, потомок Бхараты (Арджуна),
И возвышается порок-адхарма,
Тогда Я сам себя создаю.

8. Для спасения праведных,
Для гибели злых,
Ради восстановления справедливости-дхармы,
Я возрождаюсь из века в век.

9. Божественно рождение Мое и деяния.
Кто истинно ведает это,
Тот после смерти не рождается вновь,
Он приходит ко Мне, о, Арджуна!

10. Покинув страсть, страх и гнев,
Преисполненные Мною и предавшись Мне,
Многие, очищенные знанием и аскезой -
Джняна-тапас, достигли Моего Бытия.

11. Как кто ищет прибежища во Мне,
Тем Я так и воздаю.
Все люди последуют
Моим Путем, о, Партха!

12. Желающие успеха в делах,
Жертвуют здесь богам.
Ибо в мире Моем скоро приходит успех,
Рожденный деятельностью.

13. Мной сотворены различные качества-гуны
И обязанности, деяния четырех каст.
Знай, что я их непреходящий творец.
Но я не подвержен изменениям и вне всех деяний.

14. Действия не пятнают меня.
Нет во мне стремления к их плодам.
Кто познает Меня таким,
Тот освободится от цепей деятельности-кармы.

15. Древние, искавшие избавления, ведая это
Также творили бескорыстные дела.
Поэтому поступай бескорыстно,
Как поступали древние в прошлом.

16. Что есть деяние, что – недеяние?
Даже вещие-кави заблуждаются в этом.
Я поведаю тебе об истинном деянии,
Познав его, ты освободишься от зла.

17. Природу действия трудно понять.
Нужно различать правильное действие-карму,
Понимать истоки греховного действия-викармы
И суть недеяния-акармы. Глубок путь деяний.

18. Тот, кто видит недеяние-акарму в деянии,
Кто в недеянии видит деяние-карму,
Тот праведен-буддхиман среди людей.
Тот осознающий, окончивший все дела.

19. Того, чьи начинания лишены
Вожделения и расчетливости, чьи действия
Сожжены в огне осознания - джнянагни,
Мудрые-будхас называют Знающим-Пандитом.

20. Оставив привязанности к плодам действий, 
Удовлетворенный, ни от чего не зависящий,
Даже занятый делами,
Он ничего не совершает.

21. Без надежд и чаяний, успокоивший мысли,
С сердцем-читта, подчиненным Душе-Атману,
Свободный от чувства собственности,
Совершает действия телом, не впадая в грех.

22. Довольный тем, что имеет,
Преодолевший двойственность и лишенный зависти,
Безразличный к успеху и неудаче,
Он не связывает себя даже действуя.

23. Для свободного-мукта, лишенного привязанностей,
С мыслями-четас, успокоенными в осознании-джняна,
Совершающего действия, как жертву-яджню,
Все последствия деятельности-кармы испаряются.

24. И жертвоприношение и жертва есть Дух-Брахман.
Дух-Брахман жертвует на огонь Духа-Брахмана.
Погруженный в самадхи деятельности Духа-Брахмана,
Приближается к Духу-Брахману.

25. Некоторые йоги приносят жертвы богам.
Другие жертвуют лишь Духу-Брахману,
Сжигая в его огне
Самого себя.

26. Некоторые приносят в жертву слух
И другие чувства на огонь самообуздания.
Другие жертвуют звук 
И остальные объекты чувств на огонь чувств.

27. Некоторые приносят в жертву
Всю активность чувств и жизненной 
Силы-праны на огонь самоотречения,
Зажженный осознанием-джняной.

28. Другие совершают жертву
Имуществом, подвижничеством, единением-йогой.
Иные, владеющие собой и твердые в обетах,
Познанием себя, обретением духовной осознанности.

29. Некоторые жертвуют вдыхаемую прану
Выдыхаемой апане, а апану жертвуют пране. 
Устраняя причину вдоха и выдоха,
Посредством овладения энергией жизни-пранаямы.

30. Другие, посредством правильного питания,
Жертвуют все виды жизненной энергии-праны
На огонь одной общей Энергии Жизни-Праны.
Все они знатоки жертв-яджн, уничтожающие грехи.

31. Те, кто вкушает нектар-амриту остающихся жертв,
Идут к Вечному Духу-Брахману.
Не для того этот мир, кто жертв не приносит.
Как же они обретут лучший мир, о цвет Куру?

32. Вот многообразные жертвы,
Приносимые в уста Вечного Духа-Брахмана.
Знай, все они рождены действием.
Постигнув это, ты обретешь свободу.

33. Лучше любых материальных жертв-яджн,
Парантапа, жертва осознания - джняна-яджня.
Вся полнота действий, Партха,
Находит завершение в осознании-джняне.

34. Познавай это смирением,
Вопрошанием и служением.
Знающие, видящие истину 
Посвятят тебя в осознание.

35. Осознав истину, Пандава,
Не впадешь вновь в иллюзию-майю.
Благодаря осознанию ты сможешь видеть
Весь мир в себе, и тогда и во Мне.

36. Даже если ты самый грешный
Из всех грешников,
На плоту осознания благополучно
Пересечешь океан греха.

37. Как пылающий огонь 
Превращает дрова в пепел, Арджуна,
Так огонь осознания
Превращает в пепел все дела.

38. Нет здесь очистительной силы,
Равной осознанию-джняна.
В должное время преуспевший в единении-йоге,
Достигнет осознания в самом себе.

39. Верующий, имеющий высшей целью То,
Обуздавший чувства, обретет осознание.
Обретя осознание, он тот час же
Обретет Высший Покой.

40. Невежественный и неверующий,
Полный сомнения, гибнет.
Для сомневающегося нет счастья,
Нет ни этого мира, ни иного.

41. Того, чьи действия устранены единением-йогой,
Того, чьи сомнения разрешены осознанием-джняна,
Того, кто утвердился в своем Духе-Атмане,
Деяния не связывают, Дхананджая.

42. Найдя убежище в единении-йоге,
Мечом осознания-джняна Духа-Атмана отсеки сомнение,
Родившееся в сердце от неведения.
Воспрянь, о, потомок Бхараты (Арджуна)!


АУМ  ТАТ  САТ.

Такова четвертая глава Упанишады священной Бхагавад-Гиты, 
беседы Шри-Кришны и Арджуны, видение Духа-Брахмана 
и описание единения – йогашастры, которая называется  
«Джняна – йога» (Путь Знания).