<< Содержание 4. ДЖНЯНА - ЙОГА (Путь Знания) 1. Шри-Бхагаван сказал: - Эту непреходящую йогу я возвестил Вивасванту (богу Солнца), Вивасвант поведал ее Ману (древний законодатель Индии), Ману передал Икшваку (основатель солнечной династии кшатриев). 2. Так, принимая один от другого, Ее познавали царственные мудрецы-раджариши. Но, через длительное время, Эта йога была утрачена, Парантапа. 3. Эту древнюю йогу Я сегодня поведал тебе, ибо ты Мой преданный-бхакт и друг. Это величайшая тайна. 4. Арджуна сказал: -Вивасвант по рождению старше тебя. Как же понимать Твои слова, Что Ты изначально возвестил эту йогу? 5. Шри-Бхагаван сказал: - Много у нас с тобой прошлых рождений. Я знаю их все, Арджуна! Ты же не помнишь о них, Парантапа. 6. Хотя я нерожденный, непреходящий Дух-Атман, Хотя Я Владыка существ и властвую Над своей Природой-Пракрити, воплощаюсь же Посредством атманической иллюзии-майи. 7. Когда праведность-дхарма ослабевает, О, потомок Бхараты (Арджуна), И возвышается порок-адхарма, Тогда Я сам себя создаю. 8. Для спасения праведных, Для гибели злых, Ради восстановления справедливости-дхармы, Я возрождаюсь из века в век. 9. Божественно рождение Мое и деяния. Кто истинно ведает это, Тот после смерти не рождается вновь, Он приходит ко Мне, о, Арджуна! 10. Покинув страсть, страх и гнев, Преисполненные Мною и предавшись Мне, Многие, очищенные знанием и аскезой - Джняна-тапас, достигли Моего Бытия. 11. Как кто ищет прибежища во Мне, Тем Я так и воздаю. Все люди последуют Моим Путем, о, Партха! 12. Желающие успеха в делах, Жертвуют здесь богам. Ибо в мире Моем скоро приходит успех, Рожденный деятельностью. 13. Мной сотворены различные качества-гуны И обязанности, деяния четырех каст. Знай, что я их непреходящий творец. Но я не подвержен изменениям и вне всех деяний. 14. Действия не пятнают меня. Нет во мне стремления к их плодам. Кто познает Меня таким, Тот освободится от цепей деятельности-кармы. 15. Древние, искавшие избавления, ведая это Также творили бескорыстные дела. Поэтому поступай бескорыстно, Как поступали древние в прошлом. 16. Что есть деяние, что – недеяние? Даже вещие-кави заблуждаются в этом. Я поведаю тебе об истинном деянии, Познав его, ты освободишься от зла. 17. Природу действия трудно понять. Нужно различать правильное действие-карму, Понимать истоки греховного действия-викармы И суть недеяния-акармы. Глубок путь деяний. 18. Тот, кто видит недеяние-акарму в деянии, Кто в недеянии видит деяние-карму, Тот праведен-буддхиман среди людей. Тот осознающий, окончивший все дела. 19. Того, чьи начинания лишены Вожделения и расчетливости, чьи действия Сожжены в огне осознания - джнянагни, Мудрые-будхас называют Знающим-Пандитом. 20. Оставив привязанности к плодам действий, Удовлетворенный, ни от чего не зависящий, Даже занятый делами, Он ничего не совершает. 21. Без надежд и чаяний, успокоивший мысли, С сердцем-читта, подчиненным Душе-Атману, Свободный от чувства собственности, Совершает действия телом, не впадая в грех. 22. Довольный тем, что имеет, Преодолевший двойственность и лишенный зависти, Безразличный к успеху и неудаче, Он не связывает себя даже действуя. 23. Для свободного-мукта, лишенного привязанностей, С мыслями-четас, успокоенными в осознании-джняна, Совершающего действия, как жертву-яджню, Все последствия деятельности-кармы испаряются. 24. И жертвоприношение и жертва есть Дух-Брахман. Дух-Брахман жертвует на огонь Духа-Брахмана. Погруженный в самадхи деятельности Духа-Брахмана, Приближается к Духу-Брахману. 25. Некоторые йоги приносят жертвы богам. Другие жертвуют лишь Духу-Брахману, Сжигая в его огне Самого себя. 26. Некоторые приносят в жертву слух И другие чувства на огонь самообуздания. Другие жертвуют звук И остальные объекты чувств на огонь чувств. 27. Некоторые приносят в жертву Всю активность чувств и жизненной Силы-праны на огонь самоотречения, Зажженный осознанием-джняной. 28. Другие совершают жертву Имуществом, подвижничеством, единением-йогой. Иные, владеющие собой и твердые в обетах, Познанием себя, обретением духовной осознанности. 29. Некоторые жертвуют вдыхаемую прану Выдыхаемой апане, а апану жертвуют пране. Устраняя причину вдоха и выдоха, Посредством овладения энергией жизни-пранаямы. 30. Другие, посредством правильного питания, Жертвуют все виды жизненной энергии-праны На огонь одной общей Энергии Жизни-Праны. Все они знатоки жертв-яджн, уничтожающие грехи. 31. Те, кто вкушает нектар-амриту остающихся жертв, Идут к Вечному Духу-Брахману. Не для того этот мир, кто жертв не приносит. Как же они обретут лучший мир, о цвет Куру? 32. Вот многообразные жертвы, Приносимые в уста Вечного Духа-Брахмана. Знай, все они рождены действием. Постигнув это, ты обретешь свободу. 33. Лучше любых материальных жертв-яджн, Парантапа, жертва осознания - джняна-яджня. Вся полнота действий, Партха, Находит завершение в осознании-джняне. 34. Познавай это смирением, Вопрошанием и служением. Знающие, видящие истину Посвятят тебя в осознание. 35. Осознав истину, Пандава, Не впадешь вновь в иллюзию-майю. Благодаря осознанию ты сможешь видеть Весь мир в себе, и тогда и во Мне. 36. Даже если ты самый грешный Из всех грешников, На плоту осознания благополучно Пересечешь океан греха. 37. Как пылающий огонь Превращает дрова в пепел, Арджуна, Так огонь осознания Превращает в пепел все дела. 38. Нет здесь очистительной силы, Равной осознанию-джняна. В должное время преуспевший в единении-йоге, Достигнет осознания в самом себе. 39. Верующий, имеющий высшей целью То, Обуздавший чувства, обретет осознание. Обретя осознание, он тот час же Обретет Высший Покой. 40. Невежественный и неверующий, Полный сомнения, гибнет. Для сомневающегося нет счастья, Нет ни этого мира, ни иного. 41. Того, чьи действия устранены единением-йогой, Того, чьи сомнения разрешены осознанием-джняна, Того, кто утвердился в своем Духе-Атмане, Деяния не связывают, Дхананджая. 42. Найдя убежище в единении-йоге, Мечом осознания-джняна Духа-Атмана отсеки сомнение, Родившееся в сердце от неведения. Воспрянь, о, потомок Бхараты (Арджуна)! АУМ ТАТ САТ. Такова четвертая глава Упанишады священной Бхагавад-Гиты, беседы Шри-Кришны и Арджуны, видение Духа-Брахмана и описание единения – йогашастры, которая называется «Джняна – йога» (Путь Знания). |