<< Содержание 5. КАРМА – САНЬЯСА – ЙОГА (Путь отречения от действия) 1. Арджуна сказал: - О, Кришна! Ты говоришь об отрешенности от действия, И, одновременно, восхваляешь единение-йогу. Скажи определенно, какой из двух путей лучше? 2. Шри-Бхагаван ответил: - И отречение, и йога действия ведут к освобождению. Из этих двух единение-йога деятельности лучше, Чем простое отрешение от действия. 3. Неизменно отрешен тот саньясин, Для которого нет приятного и неприятного. Кто свободен от двойственности, Тот легко освобождается от уз, Мощнорукий. 4. Не осознающие-пандиты, а наивные говорят об отличии Пути знания-санкхьи от пути правильной деятельности-йоги. Кто воистину утвердился в одном, Получает плоды обоих. 5. Того положения, которого достигают осознающие, Обретают и ищущие путем действия карма-йоги. Тот, кто видит, что размышление - санкхья И правильное действие - йога одно, тот зрячий. 6. Но отрешение, о, Мощнорукий, Трудно достижимо без правильных действий йоги. Преданный йоге знающий-муни Без промедления приходит к Духу-Брахману. 7. Преданный йоге, очистившийся и победивший себя, Покоривший чувства-индрии, Слившийся душой с Душой-Атманом всех существ, Даже действуя, не загрязняется. 8. Просветленный, осознающий истину, понимает - Я сам ничего не делаю. Хотя он видит, слышит, осязает, Обоняет, вкушает, двигается, спит, дышит, 9. Разговаривает, наполняет и опорожняет желудок, Открывает и закрывает глаза, моргает, Он сознает, что это органы чувств-индрии Взаимодействуют с объектами чувств. 10. Кто действует без привязанности, Посвящает все дела Бесконечному Духу-Брахману, Тот не пятнается грехом, Как цветы лотоса не смачиваются водой. 11. Телом, умом-манасом, Разумом-буддхи и даже чувствами-индриями Йог совершает действия, отбросив привязанности, Очищаясь от самости. 12. Единый с Духом обретает совершенный покой, Отказавшись от плодов деяний. Разобщенный с Духом в рабстве желаний, Связан узами вожделений. 13. Воплощенный, владеющий чувствами, Мысленно отстранившись от всех действий, Счастливо пребывает в девятивратном граде-теле. Сам не действует и не побуждает действовать. 14. Ни деятельности, ни дел Не создает Владыка мира. Не соединяет деяние с плодом. Это иллюзия самосущей-свабхава Природы. 15. Ни греха, ни благого деяния Не приемлет Всевышний. Осознание скрыто незнанием. Потому заблуждаются люди. 16. Но тем, кто изгнал неведение Осознанием собственной Души-Атмана, Осознание-джняна, как сияющее солнце, Озаряет Высшее То-ТАТ. 17. Их интеллект-буддхи погружен в То-ТАТ, Души едины с Тем, в То веруют и уповают. Осознанием-джняна развеяв иллюзию греха, Никогда больше не возвращаются назад. 18. Осознающие просветленные видят одно В ученом и смиренном брахмане, В корове, слоне и собаке, и даже в том, Кто варит собаку - внекастовом швапаке. 19. Уже здесь побеждено творение теми, Чей ум-манас находится в равновесии. Безупречен и уравновешен Дух-Брахман. Потому они воцаряются в Духе-Брахмане. 20. Не станет радоваться, обретя приятное, Не придет в смятение, столкнувшись с неприятным. Стойкий разумом-буддхи, свободный от заблуждений, Постигший Дух-Брахман, пребывающий в Духе. 21. Душой не привязан к внешним касаниям, В Душе-Атмане находит личное счастье. Душой, растворившись в единении с Духом-Брахманом, Вкушает непреходящее, вечное блаженство. 22. Наслаждения, рожденные касаниями, Имеют начало и конец. Они чрево страданий, о, Каунтея. Осознающий не ищет в них счастья. 23. Кто может уже здесь, Еще не свободный от тела, противостоять Напору гнева и вожделения, Тот обрел Единство и счастлив. 24. Кто внутри себя обретает счастье и радость, Кто наполнен внутренним светом, Тот становится Духом-Брахманом, Растворяется в Духе-Брахмане. 25. Растворяются в Брахманирване осознающие, Утратившие грехи и обуздавшие себя, В двойственности видящие единое, Радующиеся всеобщему благу. 26. Для подвижников, успокоивших сознание-четаса, Отстранившихся от вожделения и гнева, Для познавших свою Душу-Атман, Близко освобождение в Брахманирване. 27. Оставив снаружи внешние касания, Направив взор в середину бровей, Уровняв вдох-прану и выдох-апану, Проходящие через нос, 28. Мудрец-муни, успокоивший чувства, Ум-манас и интеллект-буддхи, Стремящийся к окончательному освобождению-мокше, Отринувший желание, страх и гнев - навеки свободен. 29. Познав Меня, как Того, кто вкушает Жертвоприношения-яджни и аскезу-тапас, Великого Владыку миров и Друга всех существ, Он достигнет покоя. АУМ ТАТ САТ Такова пятая глава Упанишады священной Бхагавад-Гиты, беседы Шри-Кришны и Арджуны, видение Духа-Брахмана и описание единения-йогашастры, которая называется «Путь отречения от действия» (Карма-Саньяса-Йога). |