<< Содержание 15. ПУРУШОТТАМА-ЙОГА Путь Высочайшего Духа. 1. Шри-Бхагаван сказал: - У кого корень вверху, а ветви внизу, называют Ашваттхой, вечным деревом, листья его – гимны. Знающий это дерево – знаток Вед. 2. Вверх и вниз простираются его ветви, выросшие из гун, Те, у которых побеги – объекты чувств. А вниз, в мир людей, протянуты корни, Связанные с деятельностью – кармой. 3. Не воспринять здесь облик этого дерева, Ни конца, ни начала, ни протяженности. Срубив твердым мечом непривязанности Ашваттху, у которой разрослись корни, 4. Нужно стремиться к Пути, Вступив на который больше не возвращаются. К Нему, изначальному Пуруше, прибегаю, От Него исходит древнее начало. 5. Не ослепленные гордостью, победившие привязанности, Всегда пребывающие в Духе-Атмане, Свободные от двойственности наслаждения и страдания, Не имеющие желаний, идут по вечному Пути. 6. Не освещает его ни Солнце, Ни Луна, ни Огонь. Придя туда не возвращаются. То Моя наивысшая обитель. 7. Моя частица в мире живых, Вечно живая Душа-Джива, Привлекает находящиеся в Природе-Пракрити Чувства-индрии, шестое из которых ум-манас. 8. Когда Ишвара-Владыка обретает, Или покидает тело, то берет их с собой, Странствует с ними словно ветер, Разносящий запахи. 9. Пользуясь слухом и зрением, Осязанием, вкусом и обонянием, Овладев умом-манасом, Он наслаждается объектами чувств. 10. Уходящего или пребывающего, Наслаждающегося миром свойств-гун Не видят заблуждающиеся, Видят те, у кого есть Око Знания-Джняны. 11. Целеустремленные йоги видят Его В их Я-Атмане пребывающего. Неразумные, неподготовленные не видят, Даже если стремятся к этому. 12. Сияние, от Солнца исходящее, Которое освещает весь мир, А также от Луны и Огня, Знай – это Мое сияние. 13. В землю войдя, Я поддерживаю существа Жизненной силой – оджасом И взращиваю все растения соком Луны – Сомой, имеющей вкус влаги – раса атмана. 14. Став всеобщим огнем – Вайшванарой, Я пребываю в теле живых существ, Соединяясь с поглощением-праной и выделением-апаной, Сжигаю четыре вида пищи. 15. Я пребываю в сердце-хрди каждого. От меня память-смрити, знание и забвение. Я именно Тот, кого следует познать Ведами. Создатель веданты и знающий Веды тоже Я. 16. В мире есть два Духа-Пуруши, Преходящий и Непреходящий. Преходящий во всех существах, Непреходящий возвышается над всем. 17. Но Высочайший Дух-Пуруша иной – Его называют Высшим Духом – Парам-Атманом. Он входит в три мира И поддерживает их, Вечный Владыка. 18. Так как Я превосхожу Преходящее И даже выше Непреходящего, То и в мире и в Ведах Я известен как Высочайший Дух – Пурушоттама. 19. Незаблуждающийся, который знает Меня Как Высочайший Дух – Пурушоттаму, Тот, Всезнающий, почитает Меня Всем своим существом, о, потомок Бхараты. 20 Так сокровеннейшее учение это Рассказано Мной, о Безупречный (Арджуна). Уразумевший-буддхи его становится осознающим-буддхиман, Совершившим должное, о, Бхаратович. АУМ ТАТ САТ Такова пятнадцатая глава Упанишады священной Бхагавад-Гиты, беседы Шри-Кришны и Арджуны, видение Духа-Брахмана и описание единения – йогашастры, которая называется «Путь Высочайшего Духа» (Пурушоттама-йога). |