<< Содержание 17. ШРАДДХАТРАЙА-ВИБХАГА-ЙОГА Путь различения трех видов веры. 1. Арджуна сказал: - О, Кришна! Каково состояние тех, которые правила Писаний отвергли, Но преисполненные верой совершают жертвы, Чистота-саттва, активность-раджас или невежество-тамас? 2. Шри-Бхагаван сказал: - Трех видов бывает вера воплощенных, Рожденная их собственной природой – свабхавой, Саттвичная, раджасичная и тамасичная, услышь об этом. 3. Вера соответствует сущности каждого, О, потомок Бхараты! Человек образован верой. Какова вера, таков и он. 4. Саттвичные почитают богов-дэвов. Раджасичные – якшей, хранителей богатств, и ракшасов. Тамасичные поклоняются покойникам-претам И скопищу духов-бхутов. 5. Люди, истязающие свои тела Ужасной аскезой, не предписанной Писанием, Преисполнены лицемерия и эгоизма-ахамкары, Влекомы желанием, страстью и насилием. 6. Безумные, они терзают элементы тела И Меня, пребывающего в их телах, Их решения, знай, От демонов-асуров. 7. И пища, приятная каждому, Тоже бывает трех видов, также как и Жертвоприношения, аскеза и раздача даров. Услышь о различии между ними. 8. Пища, дающая долголетие и энергичность, Силу, здоровье, бодрость и жизнерадостность, Сочная, нежная, питательная и вкусная, Нравится саттвичным праведникам. 9. Острую, кислую, соленую и слишком горячую, Возбуждающую, сухую и жгучую пищу Предпочитают раджасичные люди. Она приносит страдание, неприятности и болезни. 10. Испорченная, безвкусная и вонючая, Несвежие и нечистые объедки, Такая непитательная пища Нравится тамасичным-омраченным. 11. Жертвоприношение, отвечающее правилам, Приносимое без желания плодов, С сосредоточенным-самадхи умом-манасом На необходимости совершать жертвы – саттвично. 12. Приносимую ради плодов, Ради лицемерия приносимую жертву, О, лучший потомок Бхараты, Знай как раджасичную. 13. Лишенное правил, без раздачи пищи, Без мантр и даров признательности, То, у которого отсутствует вера-шраддха, Это жертвоприношение тамасично. 14. Почитание богов, дваждырожденных, Духовных учителей - гуру и мудрецов, Чистота, искренность, целомудрие и ненасилие Называют телесной аскезой-тапасом. 15. Слова, не вызывающие беспокойства, Правдивые, приветливые и благотворные, Чтение вслух священных писаний Называется аскезой-тапасом речи. 16. Чистота и спокойствие ума-манаса, Приветливость, мягкость и молчаливость, Самообладание и чистота жизни Называются аскезой-тапасом ума-манаса. 17. Эта тройная аскеза-тапас Настойчиво совершаемая с величайшей верой Людьми, не стремящимися к плодам, Называется саттвичной, праведной. 18. Аскеза-тапас совершаемая ради славы, Гордости и уважения, лицемерная И самодовольная, называется раджасичной. Она шатка и неустойчива. 19. Тамасичной является аскеза-тапас Совершаемая по глупости и безумию С истязанием себя-Атмана Или ради уничтожения другого. 20. Дар, преподнесенный по велению сердца, Без желания получить что-либо взамен, Достойному человеку вовремя и к месту, Считается благим, саттвичным. 21. Если ради взаимной услуги, Или ради обретения плодов, Если дается неохотно, То этот дар считается раджасичным. 22. Дар, который дается неподобающим людям В неподобающем месте и не во время, Без почтения, с презрением, Называется тамасичным. 23. АУМ-ТАТ-САТ – ОМ-ТО-ИСТИННОЕ. Таково тройное обозначение Брахмана-Абсолюта. Им созданы в древности брахманы, Веды и жертвоприношения-яджни. 24. Поэтому с произнесения «ОМ» Начинают обряды жертвоприношений, Аскезы-тапаса и раздачи даров Знатоки Брахмана и Писаний. 25. Произнося «ТАТ» без мысли о плодах Совершают различные обряды Жертвоприношений, аскезы и даров Стремящиеся к освобождению. 26. Как характеристика реального и благого Употребляется «САТ» - «Сущее». Еще слово «САТ» употребляется В связи с Высшей деятельностью, о, Партха! 27. Постоянство в жертвах, аскезе И дарах также называется «САТ». Деятельность посвященная Тому Тоже обозначается словом «САТ». 28. Совершаемые без веры жертвы, Дары и аскезы называются «асат». О, Партха, это – ничто И после смерти и здесь. АУМ ТАТ САТ Такова семнадцатая глава Упанишады священной Бхагавад-Гиты, беседы Шри-Кришны и Арджуны, видение Духа-Брахмана и описание единения – йогашастры, которая называется «Путь различения трех видов веры» (Шраддхатрайа-вибхага-йога). |