Главная страница Айки-ДоБасёБхагавадгитаДао Дэ Цзин
Дхарма ПадаЕвангелие от ФомыЗабытые Истины Книги ПеременИ-ЦзинИ-Цзин (с ком.)
Йога – Сутры ПатанджалиКнига МирдадаКнига ЭкклесиастаЛао ЦзыМолитва Рабийи
Обратная связьОмар ХайямПеснь МахамудрыПророкПросветление
РумиСказки о ДаоСкачать книгиСловарьСтихотворения
Чжуан ЦзыЧтение


<< Содержание

6. ДХЬЯНА – ЙОГА

(Путь медитации)

1. Шри-Бхагаван сказал:
- Кто совершает должные-карья действия
Не стремясь к их плодам, тот саньясин и йог,
А не тот, кто без огня, без обрядов.

2. То, что именуется отрешенностью-самньяса,
Знай, как йогу, Пандава, ибо без отрешенности
От воображаемых желаний-санкальпы
Не бывает никакого единения-йоги.

3. Для стремящегося к йоге мудреца-муни,
Действие-карма является средством.
Для возвысившегося в единении-йоге
Средством становится Недеяние.

4. Не привязанного к делам,
Ни к объектам чувств,
Отрешившегося от всех желаний,
Называют достигшим единения-йоги.

5. Да возвысит он себя до Духа-Атмана,
Пусть Душа его не деградирует.
Ибо каждый сам себе лучший друг,
И сам себе злейший враг.

6. Сам себе друг тот, кто победил
Себя собою, ум-манас Душою.
У не владеющего умом-манасом,
Своя Душа-Атман словно враг.

7. Умиротворенный, победивший себя, пребывает
В самадхи, в Высшем Духе-Парам-Атмане,
И в холоде, и в жаре, в наслаждении
И в страдании, в почестях и в бесчестии.

8. Чья Душа удовлетворена знанием и осознанием,
Стоящий не вершине - куташха, победивший чувства,
Зовется воссоединенным-юкта  единым-йогом.
Он ровно взирает на глину, камень и золото.

9. Еще выше тот йогин,
Кто равно относится ко всем живым -
Благодетелям и безразличным, друзьям и врагам,
Своим и чужим, праведным и грешным.

10. Пусть йог сосредоточенный на Душе-Атмане, 
Пребывает тайно в уединении, в одиночестве,
Подчинив восприятие сердца Душе - йата-читта-атма
Без мирских надежд, без собственничества.

11. Пусть в  чистом месте устроит
Устойчивое сидение, не высокое и не низкое,
Покрытое соломой из травы куша, тканью
И шкурой оленя или антилопы.

12. Сосредоточив ум-манас на Едином,
Контролируя воображение-читта и чувства, 
Опираясь на сиденье, пусть упражняется в йоге,
Для очищения своей Души-Атмана.

13. Устойчивый, пусть держит ровно
И неподвижно тело, голову и шею,
Направив внутренний взор на конец носа,
И не смотрит по сторонам.

14. Со спокойной Душой, отогнав страх,
Твердый в соблюдении целомудрия-брахмачарьи,
Укротив ум-манас и сосредоточившись на Мне,
Пусть восседает поглощенный только Мною.

15. Так упражняясь в единении с Душой,
Йогин, укротив ум-манас, достигает
Покоя-шантим Высшего Освобождения - 
Нирваны-Парамам, находящегося во Мне.

16. Йога не для чревоугодника,
И не для питающегося скудно.
Не для того, кто много спит
Или чрезмерно бодрствует, о, Арджуна!

17. Умеренного в еде и посте,
Умеренного в деятельности и отдыхе,
Умеренного во сне и бодрствовании,
Йога исцеляет от страданий.

18. Когда молчаливое сознание-читта
Устойчиво и успокоено в Душе-Атмане,
Тогда отрешенный от всех вожделений
Именуется воссоединившимся-юкта. 

19. Как не колеблется пламя свечи,
Находящейся в безветренном месте,
Таков и упражняющийся в единении-йоге,
С укрощенным мыслевосприятием-читтой.

20. Где успокоенное мыслевосприятие-читта
Достигается путем единения-йоги,
Где взирая на свою Душу-Атман,
Радуются Духу-Атману,

21. Там познается окончательное блаженство,
Выходящее за приделы чувств-индрий,
Доступное через осознанание разумом-буддхи.
Пребывающей в нем не отклонится от Истины.

22. Обретя его, понимает йогин,
Что уже нет более высокого достижения.
Утвердившись в нем, не будет потрясен
Он даже величайшим горем.

23. Это состояние называется Единением-Йогой,
Освобождением от страданий.
Его достигают лишь те,
Кто стремится к нему решительно и отважно.

24. Все без остатка отбрось желания,
Рожденные мирским воображением-санкальпой.
Постоянно контролируй умом-манасом
Многообразную толпу чувств-индрий.

25. Терпеливо, шаг за шагом,
Погрузи ум-манас в Душу-Атман,
Избавься от всех мыслей
И успокой разум-буддхи.

26. Куда бы не ускользал
Беспокойный, нестойкий ум-манас,
Его нужно обуздать и вернуть
Под контроль Души-Атмана.

27. Йогин, успокоивший полностью ум-манас,
Умиротворивший-шанти страсти-раджас,
Безгрешный и единый с Духом-Брахманом,
Обретает Высшее Блаженство.

28. Так всегда погружаясь в Душу-Атман,
Йогин, зло в себе уничтожив,
Счастливо вкушает Предельное Блаженство
Соприкосновения с Духом-Брахманом.

29. Сосредоточенный-юкта  в Душе-Атмане
Йогин видит равенство всего сущего,
Себя-Атмана во всем, все в себе-Атмане.
Везде зрит Одно.

30. Кто везде видит Меня,
Всё видит во Мне,
Тот не утратит Меня,
И Я не потеряю его.

31. Кто утвердился в Единстве, кто чтит Меня,
Пребывающего во всех существах,
Тот навсегда останется во Мне,
Независимо от образа жизни.

32. Кто воспринимает других,
Как самого себя-Атман,
И в радости, и в печали,
Тот, Арджуна, лучший из йогов.

33. Арджуна сказал:
- О Мадхусудана, для единения-йоги,
Которую ты определяешь, как равновесие,
Я не вижу твердой основы из-за изменчивости.

34. Ибо ум-манас подвижен, Кришна,
Беспокоен, силен и упрям!
Я думаю, что удержать его
Так же трудно, как ветер.

35. Шри-Бхагаван сказал:
- Несомненно, Мощнорукий, ум-манас 
Беспокоен и непослушен, но его можно обуздать,
Каунтея, упражнениями и бесстрастием.

36. Для того, кто не владеет собой-Атманом
Единение-йога труднодостижима, считаю Я.
Но овладевший собой, работающий над собой,
Может правильно постичь единение-йогу.

37. Арджуна сказал:
- Исполненный веры, но не отрешившийся,
Тот, чей ум-манас мыслями удаляется от йоги,
Не достигший единения, куда он идет, Кришна?

38. Сбившийся с обоих путей,
Разве не исчезнет он, как растаявшее облако,
О Мощнорукий (Кришна), лишенный опоры,
Заблудившийся на пути к Духу-Брахману?

39. Это сомнение, Кришна,
Развей окончательно.
Ибо никто кроме Тебя
Не разрушит мою неуверенность.

40. Шри-Бхагаван сказал:
- О Партха, сын мой, ни в этом мире,
Ни в следующем нет гибели для творящего благо.
Ни один добродетельный не идет по пути зла.

41. Отпавший от йоги входит в миры
Праведников и остается там на многие годы.
Затем он вновь рождается
В благочестивой и процветающей семье.

42. Или он может родиться
В семье просветленных йогов.
Но обрести подобное рождение
Самое трудное в мире.

43. Там он получает осознанность-буддхи-самйогам,
Достигнутую в прошлых воплощениях,
И вновь устремляется к совершенству,
О, радость Куру (Арджуна)!

44. Прежними усилиями влечется он
Даже помимо воли. Стремящийся
Постичь единение-йогу превосходит
Тех, кто просто повторяет слово Брахмы.

45. Йог, покоривший свой ум-манас,
Очищенный от грехов, многими
Рождениями стремящийся к совершенству,
Достигает Высшего Пути.

46. Йог превосходит аскетов,
Считается выше мудрецов, выше
Идущих по пути действия-кармы.
Будь же йогом, Арджуна!

47. Из всех йогов наиболее совершенен тот,
Кто с верой поместил Меня в Душу-Атман,
Кто погрузился Душой-Атманом в Меня,
Так я считаю.

АУМ ТАТ САТ

 Такова шестая глава Упанишады, священной Бхагавад-Гиты,
беседы Шри-Кришны и Арджуны, 
видение Духа-Брахмана и описание единения-йогашастры, 
которая называется «Путь медитации» 
(Дхьяна-йога).