<< Содержание 6. ДХЬЯНА – ЙОГА (Путь медитации) 1. Шри-Бхагаван сказал: - Кто совершает должные-карья действия Не стремясь к их плодам, тот саньясин и йог, А не тот, кто без огня, без обрядов. 2. То, что именуется отрешенностью-самньяса, Знай, как йогу, Пандава, ибо без отрешенности От воображаемых желаний-санкальпы Не бывает никакого единения-йоги. 3. Для стремящегося к йоге мудреца-муни, Действие-карма является средством. Для возвысившегося в единении-йоге Средством становится Недеяние. 4. Не привязанного к делам, Ни к объектам чувств, Отрешившегося от всех желаний, Называют достигшим единения-йоги. 5. Да возвысит он себя до Духа-Атмана, Пусть Душа его не деградирует. Ибо каждый сам себе лучший друг, И сам себе злейший враг. 6. Сам себе друг тот, кто победил Себя собою, ум-манас Душою. У не владеющего умом-манасом, Своя Душа-Атман словно враг. 7. Умиротворенный, победивший себя, пребывает В самадхи, в Высшем Духе-Парам-Атмане, И в холоде, и в жаре, в наслаждении И в страдании, в почестях и в бесчестии. 8. Чья Душа удовлетворена знанием и осознанием, Стоящий не вершине - куташха, победивший чувства, Зовется воссоединенным-юкта единым-йогом. Он ровно взирает на глину, камень и золото. 9. Еще выше тот йогин, Кто равно относится ко всем живым - Благодетелям и безразличным, друзьям и врагам, Своим и чужим, праведным и грешным. 10. Пусть йог сосредоточенный на Душе-Атмане, Пребывает тайно в уединении, в одиночестве, Подчинив восприятие сердца Душе - йата-читта-атма Без мирских надежд, без собственничества. 11. Пусть в чистом месте устроит Устойчивое сидение, не высокое и не низкое, Покрытое соломой из травы куша, тканью И шкурой оленя или антилопы. 12. Сосредоточив ум-манас на Едином, Контролируя воображение-читта и чувства, Опираясь на сиденье, пусть упражняется в йоге, Для очищения своей Души-Атмана. 13. Устойчивый, пусть держит ровно И неподвижно тело, голову и шею, Направив внутренний взор на конец носа, И не смотрит по сторонам. 14. Со спокойной Душой, отогнав страх, Твердый в соблюдении целомудрия-брахмачарьи, Укротив ум-манас и сосредоточившись на Мне, Пусть восседает поглощенный только Мною. 15. Так упражняясь в единении с Душой, Йогин, укротив ум-манас, достигает Покоя-шантим Высшего Освобождения - Нирваны-Парамам, находящегося во Мне. 16. Йога не для чревоугодника, И не для питающегося скудно. Не для того, кто много спит Или чрезмерно бодрствует, о, Арджуна! 17. Умеренного в еде и посте, Умеренного в деятельности и отдыхе, Умеренного во сне и бодрствовании, Йога исцеляет от страданий. 18. Когда молчаливое сознание-читта Устойчиво и успокоено в Душе-Атмане, Тогда отрешенный от всех вожделений Именуется воссоединившимся-юкта. 19. Как не колеблется пламя свечи, Находящейся в безветренном месте, Таков и упражняющийся в единении-йоге, С укрощенным мыслевосприятием-читтой. 20. Где успокоенное мыслевосприятие-читта Достигается путем единения-йоги, Где взирая на свою Душу-Атман, Радуются Духу-Атману, 21. Там познается окончательное блаженство, Выходящее за приделы чувств-индрий, Доступное через осознанание разумом-буддхи. Пребывающей в нем не отклонится от Истины. 22. Обретя его, понимает йогин, Что уже нет более высокого достижения. Утвердившись в нем, не будет потрясен Он даже величайшим горем. 23. Это состояние называется Единением-Йогой, Освобождением от страданий. Его достигают лишь те, Кто стремится к нему решительно и отважно. 24. Все без остатка отбрось желания, Рожденные мирским воображением-санкальпой. Постоянно контролируй умом-манасом Многообразную толпу чувств-индрий. 25. Терпеливо, шаг за шагом, Погрузи ум-манас в Душу-Атман, Избавься от всех мыслей И успокой разум-буддхи. 26. Куда бы не ускользал Беспокойный, нестойкий ум-манас, Его нужно обуздать и вернуть Под контроль Души-Атмана. 27. Йогин, успокоивший полностью ум-манас, Умиротворивший-шанти страсти-раджас, Безгрешный и единый с Духом-Брахманом, Обретает Высшее Блаженство. 28. Так всегда погружаясь в Душу-Атман, Йогин, зло в себе уничтожив, Счастливо вкушает Предельное Блаженство Соприкосновения с Духом-Брахманом. 29. Сосредоточенный-юкта в Душе-Атмане Йогин видит равенство всего сущего, Себя-Атмана во всем, все в себе-Атмане. Везде зрит Одно. 30. Кто везде видит Меня, Всё видит во Мне, Тот не утратит Меня, И Я не потеряю его. 31. Кто утвердился в Единстве, кто чтит Меня, Пребывающего во всех существах, Тот навсегда останется во Мне, Независимо от образа жизни. 32. Кто воспринимает других, Как самого себя-Атман, И в радости, и в печали, Тот, Арджуна, лучший из йогов. 33. Арджуна сказал: - О Мадхусудана, для единения-йоги, Которую ты определяешь, как равновесие, Я не вижу твердой основы из-за изменчивости. 34. Ибо ум-манас подвижен, Кришна, Беспокоен, силен и упрям! Я думаю, что удержать его Так же трудно, как ветер. 35. Шри-Бхагаван сказал: - Несомненно, Мощнорукий, ум-манас Беспокоен и непослушен, но его можно обуздать, Каунтея, упражнениями и бесстрастием. 36. Для того, кто не владеет собой-Атманом Единение-йога труднодостижима, считаю Я. Но овладевший собой, работающий над собой, Может правильно постичь единение-йогу. 37. Арджуна сказал: - Исполненный веры, но не отрешившийся, Тот, чей ум-манас мыслями удаляется от йоги, Не достигший единения, куда он идет, Кришна? 38. Сбившийся с обоих путей, Разве не исчезнет он, как растаявшее облако, О Мощнорукий (Кришна), лишенный опоры, Заблудившийся на пути к Духу-Брахману? 39. Это сомнение, Кришна, Развей окончательно. Ибо никто кроме Тебя Не разрушит мою неуверенность. 40. Шри-Бхагаван сказал: - О Партха, сын мой, ни в этом мире, Ни в следующем нет гибели для творящего благо. Ни один добродетельный не идет по пути зла. 41. Отпавший от йоги входит в миры Праведников и остается там на многие годы. Затем он вновь рождается В благочестивой и процветающей семье. 42. Или он может родиться В семье просветленных йогов. Но обрести подобное рождение Самое трудное в мире. 43. Там он получает осознанность-буддхи-самйогам, Достигнутую в прошлых воплощениях, И вновь устремляется к совершенству, О, радость Куру (Арджуна)! 44. Прежними усилиями влечется он Даже помимо воли. Стремящийся Постичь единение-йогу превосходит Тех, кто просто повторяет слово Брахмы. 45. Йог, покоривший свой ум-манас, Очищенный от грехов, многими Рождениями стремящийся к совершенству, Достигает Высшего Пути. 46. Йог превосходит аскетов, Считается выше мудрецов, выше Идущих по пути действия-кармы. Будь же йогом, Арджуна! 47. Из всех йогов наиболее совершенен тот, Кто с верой поместил Меня в Душу-Атман, Кто погрузился Душой-Атманом в Меня, Так я считаю. АУМ ТАТ САТ Такова шестая глава Упанишады, священной Бхагавад-Гиты, беседы Шри-Кришны и Арджуны, видение Духа-Брахмана и описание единения-йогашастры, которая называется «Путь медитации» (Дхьяна-йога). |