Главная страница Айки-ДоБасёБхагавадгитаДао Дэ Цзин
Дхарма ПадаЕвангелие от ФомыИ-ЦзинИ-Цзин (с ком.)Йога – Сутры Патанджали
Книга МирдадаКнига ЭкклесиастаЛао ЦзыМолитва РабийиОбратная связь
Омар ХайямПеснь МахамудрыПророкПросветлениеРуми
Сказки о ДаоСкачать книгиСловарьСтихотворенияЧжуан Цзы
Чтение


Йога – Сутры Патанджали

  

Доступные форматы для скачивания: Скачать в формате DOC Скачать в формате FB2

1. САМАДХИ ПАДА 1.1 Теперь – атха изложение – анушасанам заветов дисциплины единения. – йоги 1.2 Единение – йогах это прекращение – ниродхах колебаний – вритти сознания. – читта 1.3 Тогда – тада созерцатель – драштух пребывает – авастханам в своей форме. – сварупе 1.4 В остальное время – итаратра он отождествляет – сарупьям себя с колебаниями – вритти сознания. 1.5 Колебания сознания – вриттайях бывают пяти видов. – паньчатайях Они могут причинять страдания – клишта или приносить удовольствие. – аклиштах 1.6 Вот пять разновидностей проявления сознания: - истинное знание – прамана - заблуждение – випарьяйя - воображение – викалпа - сон – нидра - память. – смритайях 1.7 Средствами достижения – прамани истинного знания являются: - непосредственное познание – пратьякша пятью органами чувств - умозаключение – анумана и выводы - духовные писания – агамах и заветы. 1.8 Заблуждение – випарьяйя это ложное знание, – митхьяджнянам основанное – пратиштхам не на той форме. – атадрупа. 1.9 Воображение – викалпах следует – анупати из словесных образов, – шабдаджняна не существующих – вастушуньях в реальности. 1.10 Сон – нидра это неосознанные – абхаве колебания мыслительных – пратьяйя волн, – вриттих не имеющих опоры. – аламбана 1.11 Память – смритих это свойство сохранять – асампрамошах пережитый – анубхута опыт. – вишайя 1.12 Постоянная практика – абхьяса и освобождение от желаний – вайрагьябхьям есть средства успокоения – танниродхах колебаний сознания. 1.13 Практика – абхьясах в этом случае – татра есть непрестанное сознательное – ятнах усилие в обретении покоя – стхитау ума. 1.14 Это – са утверждается – дридхабхумих с почтением – саткара и – ту постоянством – асевитах непрерывно – найрантарья в течение длительного – диргхакала времени. 1.15 Непривязанность – вайрагьям это свобода от всех желаний, – витришнасья как зримых – дришта и слышимых, – анушравика так и воображаемых, – самджня и господство – вашикара над объектами – вишайя наслаждения. 1.16 Высшей – татпарам является свобода – вайтришньям от всех качеств – гун природы путём познания души. – пурушакхьятех 1.17 Распознание истины – праджня единения с духом – самадхи (сампраджнятах) приводит к самоанализу, – витарка правильному мышлению, – вичара блаженству – ананда и осознанию единения с самим собой. – асмитарупа 1.18 При дальнейшей непрерывной практике – абхьяса движение ума – пратьяйя останавливается. – вирама Это другое – аньях самадхи. – пурвах Колебания остаются – шешах на уровне подсознательных впечатлений. – самскара 1.19 Двигаясь дальше – пратьяйях из этого состояния – бхава можно обрести бестелесность – видеха и раствориться в природе. – пракритилайянам 1.20 Кто-то – итарешам достигает этого – пурваках через веру, – шраддха энергию, – вирья вспоминание, – смрити медитацию, – самадхи осознание. – праджня 1.21 Всех ближе к цели – асаннах те, которые решительны – тивра и быстры. – самвеганам 1.22 Поэтому – татах также – апи различны – вишешах меж собой усилия у слабых, – мриду средних – мадхья и сильнейших. – адхиматратват 1.23 Или – ва достигнуть можно преданностью – пранидханат Богу. – Ишвара 1.24 Ишвара – Ишвара Высшее есть Существо. – пурушавишешах Свободное от противоречий. – апарамриштах Он действием – випака не тронут. – ашайях И существует вне причин и следствий. – карма Вне страха, боли – клеша и печали. 1.25 И в Нём – татра исток – биджам непревзойдённый. – ниратишайям Всезнания. – сарваджня 1.26 Учитель – гурух первый – пурвешам Он – са эшах для всех. К тому же – апи не ограниченный – анавачхедат во времени. – калена 1.27 Он – тасья проявляется – вачаках как слог священный ОМ – пранава (АУМ). 1.28 Который – тат нужно повторять. – джапах Осмысленно. – тадартхабханавам 1.29 Тогда – татах обнаружится – адхигамах внутреннее самосознание – пратьякчетана (наблюдатель) и – ча также – апи устранятся – абхавах препятствия. – антарайя 1.30 Препятствиями – антарайях служат: – те - болезнь – вьядхи - инертность разума – стьяна - сомнение – самшайя - рассеянность – прамада - лень тела – аласья - вожделение – авирати - ошибочное восприятие – бхрантидаршана - разочарование – алабдхабхумикатва - падение с достигнутой высоты развития – анавастхитатвани - рассеянность сознания. – читтавикшепах 1.31 Им сопутствуют – сахабхувах печаль – дукха и уныние, – даурманасья дрожь в теле – ангамеджайятва и дисбаланс дыхания. – швасапрашвасахвикшепа 1.32 Для устранения препятствий – татпратишедхартхам существует практика – абхьясах концентрации – таттва на одном. – эка 1.33 Невозмутимое спокойствие – прасаданам сознания – читта достигается путём развития – бхаванатах дружелюбия, – майтри сострадания – каруна и радости – мудита по отношению ко всем объектам. – вишайянам Равнодушием – упекшанам к счастью – сукха и печали, – духкха к добродетели – пунья и пороку. – апунья. 1.34 Регулированием – ва выделения – праччхардана и сдерживания – видхаранабхьям жизненной энергии. – пранасья 1.35 Или – ва устойчивость – стхити ума – манасах вызывает – утпанна созерцание – правриттих истока – нибандхани чувственного опыта. – вишайявати 1.36 Или – ва созерцание сияющего Света, – джйотишмати свободного от печалей. – вишока 1.37 Или – ва осознание – читтам объектов, – вишайям освободившихся – вита от желаний и страстей. – рага 1.38 Или – ва опора – аламбанам на пробуждающееся знание – джняна из состояния сна – нидра и иллюзорности сновидения. – свапна 1.39 Или – ва медитация – дхьянат на любой желанный объект. – ятхабхимата 1.40 Обретение этого – асья способно охватить – вашикарах всё, от малого – параману до великого. – парамамахаттвантах 1.41 Растворение, остановка – кшина колебаний сознания – вриттех подобно – ива чистому – абхиджатасья кристаллу – манех воспринимает того, кто постиг, – грахитри инструмент постижения – грахана и то, что предстоит познать. – грахьешу Обретая стабильную, – татстха зримую и завершённую форму. – самапаттих 1.42 Тогда – татра звучание слова – шабда обретает смысл – артха и превращается в знание, – джняна где воображение – викалпаих смешано – санкирна с мышлением, выражаемым в словах. – савитарка Это состояние сознания называется рассудочное понимание. – самапаттих («вопрошающее самадхи») 1.43 Когда разум, полностью очищенный – паришуддхау от памяти, – смрити как бы – ива лишённый собственной природы, – сварупашунья сияет в своём наичистейшем виде, – артхаматранирбхаса тогда наступает восприятие без рассудочного понимания. – нирвитарка («невопрошающее») 1.44 Этими же способами – этайя восприятия, с рассудочным пониманием – савичара и без, – нирвичара объясняются – вьякхьята также – эва и – ча тонкие объекты. – сукшмавишайя 1.45 Тонкая природа объектов – сукшмавишайятвам и – ча заканчивается – парьявасанам в непроявленном. – алинга 1.46 Всё это – та лишь – эва медитации – самадхих с семенем. – сабиджа 1.47 Отражение без семени – нирвичара приводит к непрерывному прозрачному потоку – вайшарадье высшего духовного света. – адхьятма Достигается чистота и покой. – прасадах 1.48 Истина – ритамбхара становится здесь – татра осознанной. – праджня 1.49 Осознанность – праджнябхьям отличается – аньявишайя от знаний услышанных и прочитанных, – шрута полученных путём умозаключений. – анумана Это особое – вишеша достижение цели. – артхатват 1.50 Такой вновь рождённый – таджджах оставляет позади все предыдущие впечатления. – самскарах Новые представления – аньясамскара не формируются. – братибандхи 1.51 После прекращения – ниродхе формирования даже из этого – тасьяпи всего – сарва восприятия – ниродхат наступает глубокая медитация – самадхих без семени – нирбиджах (чистое самадхи). 2.0 САДХАНА ПАДА 2.1 Интенсивная практика, – тапас изучение себя – свадхьяйя и преданность – пранидханани Богу – Ишвара составляют осознанную практику йоги действия. – крийяйогах 2.2 Практика йоги приводит – бхавана к осознанному созерцанию – артхах и – ча глубокой медитации. – самадхи Истончает – танукаранартхах страдания. – клеша 2.3 Причиной страдания – клешах являются неведение и невежество, – авидья эгоизм и гордыня, – асмита привязанность и страсть, – рага ненависть и отвращение, – двеша страх смерти и жажда к жизни. – абхинивешах 2.4 Неведение – авидья есть благодатная почва – кшетрам для всех прочих – уттарешам причин страданий. Как дремлющих, – прасупта слабых, – тану проявляющихся время от времени, – виччхинна так и активных. – ударанам 2.5 Неведение – авидья есть ошибочное принятие – кхьятих непостоянного – анитья за вечное, – нитья нечистого – ашучи за чистое, – шучи страдания и горя – дукха за радость и наслаждение, – сукха отсутствие духовности – анатмасу за душу. – атма 2.6 Эгоизм – асмита возникает вследствие как бы – ива отождествления – экатмата видящего – дрик со способностью – шактьох видеть. – даршана 2.7 Удовольствие – сукха порождает – анушайи привязанность. – рагах 2.8 Печаль – дукха порождает – анушайи ненависть. – двешах 2.9 Привязанность к жизни и страх смерти – абхинивешах естественны – сварасавахи и равно присущи – татха даже – ани продвинутым – арудхах мудрецам. – видушах 2.10 Эти – те и едва уловимые – сукшмах страдания разрушаются – хейях при исследовании их истоков. – пратипрасава 2.11 Медитация – дхьяна успокаивает – хейях их – тад колебания. – вриттайях. 2.12 Источник – мулах страданий – клеша находится в хранилище – ашайях поступков. – карма Как видимых, – дришта так и невидимых. – адришта Которые пришлось испытать – веданийях с момента рождения. – джанма 2.13 Пока корень – муле страдания будет существовать, – сати будут и его – тат плоды. – випаках Которые определяют – джати продолжительность жизни – айюх и её опыт. – бхогах. 2.14 Они – те будут приятными – хлада или мучительными – паритапа плодами – пхалах в зависимости – хетутват от ваших добродетелей – пунья и пороков. – апунья 2.15 Для способного различать – вивекинах страдание – духкхам на самом деле – эва присутствует во всём – сарвам и – ча является следствием – паринама жара беспокойства, – тапа подсознательных впечатлений, – самскара тройной боли – духкхаих качеств природы, – гуна колебаний сознания. – вритти Следствием противоположностей и контрастов, – виродхат их конфликта и противостояния. 2.16 Можно избежать – хейям будущих – анагатам страданий. – дукхам 2.17 Причина страдания, – хетух которую можно устранить, – хейях скрыта в отождествлении – самйогах видящего – драштриа с видимым. – дришьяйох 2.18 Видимое – дришьям имеет качества – шилам света, – пракаша действия – крийя и инерции. – стхити Включает в себя – атмакам элементы, составляющие проявленный мир, – бхутам и органы чувств. – индрийя Существует для – артхам накопления опыта – бхога и освобождения. – анаварга 2.19 Качества – гуна разделяются – парвани на различаемые – вишеша и неразличаемые, – авишеша с явными признаками – лингаматра и лишённые признаков. – алингани 2.20 Видящий – драшта это лишь – матрах чистое – шуддхах сознание – дриши (осознанность). Но даже – апи оно видит – анупашьях через интеллект. – пратьяйях 2.21 Видимое – дришьясья и познаваемое существует только – эва ради – тадартхах души – атма (видящего). 2.22 Для тех, кто достиг цели, – критартхам противоположности – прати разрушаются и исчезают. – наштам Хотя – апи они – тат не исчезают – анаштам для других – анья обычных – садхаранатват людей. 2.23 Целью – хетух союза – самйогах своей собственной природы – сва и её обладателя и созерцателя – свами является распознавание на опыте – упалабдхи их объединённой мощи – шактьох и познание самого себя. – сварупа 2.24 Причина – хетут этого отождествления – тасья неведение – авидья или недостаток внутреннего осознания. 2.25 При отсутствии – абхават неведения – тад этот союз – самйогах (отождествление) исчезает. – абхавах Это – тад освобождение – хамам созерцателя – дришех есть абсолютная свобода. – кайвальям 2.26 Непрерывное – авиплава различающее – вивека осознание – кхьяти есть средство устранения – ханопайях (невежества). 2.27 У него – тасья есть семь – саптадха ступеней – прантабхумих достижения совершенного осознания. – праджня 2.28 Соединение – йога всех составных частей – анга посредством преданной практики – ануштханат уничтожает – кшайе загрязнения. – ашуддхих И духовное знание – джняна начинает сиять – диптих в триумфальном осознании. – авивекакхьятех 2.29 Восемь – аштау составных частей: – ангани - заповеди – яма - правила – нияма - позы – асана - контроль дыхания – пранаяма - контроль чувств – пратьяхара - концентрация – дхарана - созерцательная медитация – дхьяна - глубокая медитация. – самадхайях 2.30 Заповеди: – ямах - не убивай – ахимса - не лги – сатья - не кради – астейя - не прелюбодействуй – брахмачарья - не возжелай – апариграхах 2.31 Это великие – махавратам универсальные – сарвабхаумах обеты, не ограниченные ничем. – анаваччхиннах Ни временем, – кала ни обстоятельствами, – самайя ни местом, – деша ни происхождением. – джати 2.32 Правила: – ниямах - чистота – шауча - удовлетворённость – сантоша - горение – тапас - самоизучение – свадхьяйя - слияние с Богом. – Ишвара пранидханани 2.33 Сомнению – витарка и беспокойству – бадхане следует противопоставить – пратипакша медитацию различающего осознания. – бхаванам 2.34 Негативные мысли – витарках приводят к насилию, причинению зла – химса и так далее. – адайях Которое совершается лично, – крита через поощрение других – карита или одобряется. – анумодитах Вызывается – пурваках алчностью, – лобха гневом – родха и заблуждением. – моха Мало ли деяние, – мриду средней степени – мадхья или велико, – адхиматрах в результате – пхалах рождаются неведение – аджняна и бесконечные – ананта муки. – дукха Таким образом, – ити культивируйте – бхаванам противоположные – пратипакша мысли. 2.35 В присутствии – саннидхау человека, – тат утвердившегося – пратиштхайям в ненасилии, – ахимса всякая вражда – вайра прекращается. – тьягах 2.36 Укоренившаяся – пратиштхайям правдивость – сатья принесёт – крийя обильный – ашрайятвам урожай. – пхалах 2.37 Утвердившийся – пратиштхайям в нежелании красть, – астейя (довольный тем, что имеет) обретёт – упастханам все – сарва богатства. – ратна 2.38 Утвердившийся – пратиштхайям в целомудрии – брахмачарья накапливает – лабхах энергию. – вирья 2.39 Свободный – стхайрье от жадности и стремления к обладанию – апариграха обретает знание – самбодхах о причинах – катхамта рождения. – джанма 2.40 В результате внутреннего и внешнего очищения – шаучат наступает безразличие – джугупса к своему собственному – сва телу – анга и неприязнь контактов – асамсаргах с телами других. – парайх 2.41 Чистота сознания и бытия – саттвашуддхи приводит разум – манасья к жизнерадостности – сау и покою, – экагра достигается контроль – джайя над чувствами восприятия и органами действия, – индрийя и также – ча приходит способность осознавать – даршана и видеть – йогьятвани природу собственной души. – атма 2.42 Удовлетворённость – сантошат даёт – лабхах высшее – ануттамах счастье. – сукха 2.43 Благодаря горению и аскетизму – тапасах разрушаются – кшайят загрязнения, – ашуддхих увеличивается сила – сиддхих органов чувств – индрийя и тела. – кайя 2.44 Путём самосознания – свадхьяйят происходит единение – сампрайогах с избранным божеством. – иштадевата 2.45 Путём капитуляции – пранидханат перед Богом – Ишвара достигается – сиддхих сверхсознание. – самадхи 2.46 Положение – асанам тела должно быть устойчивым – стхира и приятным. – сукхам 2.47 Асана становится завершённой – самапттибхьям когда настойчивое усилие, – прайянта направленное на её исполнение, утрачивает природу усилия – шаитхилья и наступает состояние бескрайнего бытия. – ананта 2.48 При этом – татах двойственность – двандвах перестаёт беспокоить. – анабхигхатах 2.49 На этом – тасмин завершении – сати происходит регуляция распространения жизненной энергии, – пранаяма вдохов – шваса и выдохов, – прашвасайох движений – гати и остановок. – виччхедах 2.50 Пранаяма бывает внешней – бахья и внутренней. – абхьянтара Останавливается – стамбха и волнообразно движется. – вриттих Соизмеряется – паридриштах по месту, – деша времени, – кала и количеству. – самкхьябхих Продолжительности – диргха и краткости. – сукшмах 2.51 Четвёртая стадия – чатуртхах пранаямы преодолевает границы – ашепи объектов – вишайя внешнего – бахья и внутреннего. – абхьянтара 2. 52 В результате – татах исчезает – кшийяте покров, – аваранам закрывающий свет. – пракаша 2.53 И – ча ум – манасах становится подготовленным – йогьята для концентрации. – дхаранасу 2.54 Когда собственные – сва объекты – вишайя окружающего мира не вступают в контакт – асампрайоге с сознанием и мыслительными способностями, – читтасья то органы чувств – индриянам как бы – ива следуют – анукарах своей собственной форме. – сварупа Это называется абстрагирование – пратьяхарах (удаление). 2. 55 Тогда – татах наступает высочайший – парама контроль – вашьята над чувствами. – индриянам 3. ВИБХУТИ ПАДА 3.1 Сосредоточение – бандхах сознания – читтасья на одном объекте – деша называется концентрация. – дхарана 3.2 Длительное – экатаната удержание – пратьяйя сознания на этом – татра непрерывным потоком называется медитация. – дхьянам 3.3 То же самое, – тадава когда объект – артха превращается только – матра в сияние, – нирбхасам как бы – ива опустошаясь – шуньям и лишаясь своей собственной формы, – сварупа называется созерцание. – самадхих 3.4 Когда эти три – трайям состояния соединяются вместе, – экатра наступает полный самоконтроль. – самьямах 3.5 Отсюда – тад появляется мастерство – джайят осознанности – праджня и озарения. – алоках 3.6 Это – тасья развитие – винийогах происходит постепенно, шаг за шагом. – бхумишу 3.7 Эти три – трайям являются внутренними частями – антарангам по отношению к предыдущим. – пурвебхьях 3.8 Хотя даже – апи они – тат внешние части – бахирангам по отношению к тому, что не имеет семени. – нирбиджасья 3.9 Мысли появляются – вьюттхана и потом исчезают – абхибхава благодаря обузданию – ниродха подсознательных впечатлений. – самскарайох Затем появляются вновь. – прадурбхавау И вновь подавляются. – ниродха Мгновения – кшана тишины сознания, – читта возникающие – анвайях между мыслями, есть эффект – паринамах усмирения. – ниродха 3.10 Тишина – тасья становится спокойным – прашанта потоком – вахита благодаря повторению, переходящему в привычку. – самскарат 3.11 Разрушение – кшайя множественного – сарвартхата восприятия и появление – удайю однонаправленного – экагратайох трансформирует – паринамах сознание – читтасья и приводит к самадхи. – самадхи 3.12 Когда намерение – пратьяйяу сознания – читтасья становится – паринамах однонаправленным, – экаграта тогда – татах вновь появляющиеся – пунах спады – шанта сливаются с подъёмами – удитау и становятся неразличимыми. – тулья 3.13 Это – этена объясняет – вьякхьятах трансформацию – паринамах и стадии развития – авастха формы – бхута тела и органов чувств, – индрийешу их свойства – дхарма и характеристики. – лакшана 3.14 Отличительные – дхарми и общие – анупати свойства – дхарма могут быть спокойные, – шанта активные – удита и скрытые. – авьяпадешья 3.15 Порядок последовательности – крама различных – аньятвам изменений является причиной – хетух многообразия – аньятве в стадиях эволюции. – паринама 3.16 Практикуя самьяму – самьямат на трёх – трайя типах трансформации – паринама достигается знание – джнянам прошлого – атита и будущего. – анагата 3.17 Слова, – шабда их смыслы, – артха идеи – пратьяйянам налагаются – адхьясат друг на друга – итаретара и смешиваются. – санкарах Разграничивая – правибхага их – тат самьямой – самьямат можно познать – джнянам речь – рута всех – сарва живых существ. – бхута 3.18 Благодаря самьяме на непосредственном восприятии – сакшаткаранат подсознательных впечатлений – самскара познаешь – джнянам предыдущие – пурва рождения. – джати 3.19 Самьямой на намерениях – пратьяйясья познаешь – джнянам мысли – читта других. – пара 3.20 И то, – ча тат что у них – тасья нет – на жизненной – бхутатват опоры – саламбанам в уме. – авишайи 3.21 Благодаря самьяме – самьямат на теле – кайя и форме – рупа йогин – тад ощущает – грахья силу своего излучения. – шакти Может остановить – стамбхе контакт – асампрайоге между глазом – чакшух и светом, – пракаша стать невидимым. – антардханам 3.22 Этим же самым – этена он может заставить исчезнуть – антардханам сказанный – уктам звук – шабдади и иные явления. 3.23 Карма – карма бывает двух видов: - незамедлительная – сапакрамам и – ча - будущая. – нирупакрамам Благодаря самьяме – самьямат на этом – тат или – ва на знаках предвестниках, – ариштебхьях йогин обретает знание – джнянам о своей смерти. – апаранта 3.24 Самьямой на дружелюбии – майтри и т.д. – адишу достигается могущество и сила. – балани (моральная и эмоциональная) 3.25 Самьямой на силе – балешу слона – хасти обретается сила – бала (физическая и интеллектуальная) и остальные – адини качества. 3.26 Самьямой на пробуждающемся – правриттьях внутреннем свете – алока знание – джнянам направляется – ньясат на тонкое, – сукшма скрытое – вьявахита и удалённое. – випракришта 3.27 Самьяма – самьямат на солнце – сурье даёт знание – джнянам миров. – бхувана 3.28 Самьяма на луне – чандре даёт знание – джнянам звёздной – тара системы. – вьюха 3.29 Самьяма на полярной звезде – дхруве даёт знание – джнянам об их – тат движении – гати и судьбе. 3.30 Самьяма на чакре – чакре пупка – набхи даёт знание – джняна системы – вьюха тела. – кайя 3.31 Самьяма на впадине – купе горла – кантха подчиняет – нивриттих голод – кшут и жажду. – пипаса 3.32 Самьяма на нервном – надьям центре черепаха – курма приводит к устойчивости – стхайрьям и равновесию. 3.33 Самьямой на свет – джьотиши короны головы – мурдха достигается видение – даршанам совершенных существ. – сиддха 3.34 Или – ва всё – сарвам приходит благодаря интуитивному – пратибхат озарению. 3.35 Благодаря самьяме на сердце – хридайе происходит осознание – самвит сознания. – читта 3.36 Знание – джняна души – пуруша приходит через самьяму – самьямат на субъективность – свартха и объективность. – паратхатват Опыт – бхогах становится – авишешах осознанностью – пратьяйях при различении – асамкирнайох абсолютной – атьянта пуруши – пурушайох и проявлений саттвы. – саттва 3.37 Отсюда – татах появляется интуитивная способность к духовному восприятию. – пратибха Обостряются – джайянте слух, – шравана осязание, – ведана зрение, – адарша вкус – асвада и обоняние. – вартхах 3.38 Они – те мешают – упасаргах самадхи, – самадхау хотя являются сверх – вьюттхане силами. – сиддхайах 3.39 Ослабляя – шаитхильят причины – крана сдерживания – бандха и – ча чувствуя – самведанат движение – прачара сознания – читтасья возможно войти – авешах в другие – пара тела. – шарира 3.40 Через подчинение – джайят уданы – удана происходит освобождение – асангах от контакта с шипами и колючками, – кантака водой – джала и грязью, – панка всем остальным. – адишу И – ча возможно движение вверх – уткрантих и за пределы. 3.41 Через подчинение – джайят саманы – самана достигается сияние. – джаваланам 3.42 Самьямой – самьямат на связь – самбандха слуха – шротра и эфира – акашайох даётся божественный – дивьям слух. – шротрам 3.43 Самьямой – самьямат на связь – самбандха тела – кайя и эфира – акашайох даётся соединение – смапаттех света – лагху и лёгкости, как у волокон хлопка, – тула и – ча становится возможным движение – гаманам в эфире. – акаша 3.44 Когда колебания – вриттих сознания выходят наружу – бахих и достигают непостижимой подлинности, – акалпита великой – маха бестелесности, – видеха тогда – татах наступает состояние просветления. – пракаша Все покровы – аварана разрушаются. – кшайях 3.45 Самьямой – самьямат на грубые – стхула и тонкие – сукшма собственные формы, – сварупа их соединение – анвайя и назначение, – атрхаватва достигается господство над элементами. – бхутаджайях 3.46 Отсюда – татах появляется – прадурбхавах способности – дхарма совершенного – сампат тела, – кайя его – тад неуязвимость – анабхигхатах и – ча возможность уменьшаться до мельчайших размеров. – анимади 3.47 Совершенство – сампат тела – кайя выражается в совершенной форме, – рупа грации – лаванья и силе. – бала Подобно твёрдости – самхананатвани и сиянию – ваджра алмаза. 3.48 Самьямой – самьямат на способность к познанию, – грахана свою собственную форму – сварупа и эгоизм, – асмита их связи – анвайя и цели, – артхаваттва покоряются – джайях чувства. – индрийя 3.49 От этого – татах увеличивается скорость ума, – маноджавитвам появляется сверхфизическая чувствительность – викаранабхавах и – ча покоряется – джайях изначальная природа. – прадхана 3.50 Лишь тот, – матрасья кто способен осознать – кхьяти разницу – аньята между бытиём – саттва и душой – пуруша становится господином – адхиштхатритвам всего – сарва проявленного – бхава и – ча достигает всеведения. – сарваджнятритвам 3.51 Бесстрастным – вайрагьят отношением к этому – тад разрушаются – кшайе даже – апи эти семена – биджа рабства, – доша достигается вечная и абсолютная – кайвалья свобода. 3.52 Даже получив приглашение – упанимантране небожителей – стхани нельзя преисполняться – акаранам гордости – смайя и привязанности – санга во избежание образования нежелательных – аништа связей – прасангат вновь. – пунах 3.53 Самьямой – самьямат на каждый миг – кшана времени и их – тат очерёдность – крамайох достигается полная осознанность – вивекаджам и возможность знать. – джнянам 3.54 Благодаря этому – татах воспринимаются – пратипаттих отличительные признаки, – лакшана происхождение – джати и положение в пространстве – дешаих различных – аньята вещей, которые кажутся неотделимыми – анаваччхедат и сходными. – тульяйох 3.55 И сказано, – ча ити что знание, – джнянам возникающее из различения, – вивекаджа освобождает – таракам от всех – сарва состояний – вишайям на все временные – сарватха циклы, – вишайям выводит за пределы пространственно – временной последовательности. – акрамам 3.56 Когда чистота – шуддхи сознания – саттва и души – пурушайох становятся равными, – самье наступает совершенная свобода. – кайвальям Это конец. – ити 4. КАЙВАЛЬЯ ПАДА 4.1 Силы и способности – сиддхайях могут быть даны – джах от рождения, – джаньяма достигнуты благодаря использованию трав, – аушадхи с помощью мантр, – мантра аскетизма – тапах и глубокой медитации. – самадхи 4.2 Наполнение – апурат силой природы – пракрити трансформирует – паринамах в другое состояние жизни. – джатьянтара 4.3 Проявления природы – пракритинам не являются – апрайоджакам инструментом, – нимиттам но – ту удаляют – бхедах оттуда – татах препятствия, – варанам подобно владельцу поля, – кшетрикават удаляющему сорняки. 4.4 Формирование – нирмана сознания – читтани происходит из чувства индивидуальности – асмита осознаваемого единым. – матрат 4.5 Сознание – читтам едино. – экам Однако, развиваясь – правритти в познании, рождает бесчисленное множество – анекшам различных – бхеде плодов – прайоджакам и инициатив. 4.6 Те, – татра что рождены в медитации, – дхьянаджам свободны от влияний – анашайам и отпечатков. 4.7 Действия – карма йогина – йогинах не белые – ашукла и не чёрные. – акришнам Действия других – итарешам бывают трёх видов. – тривидхам (белые, чёрные и смешанные) 4.8 Отсюда – татах созревают – випака только – эва те – тад подсознательные впечатления – васананам и желания, которые проявляются – абхивьяктих в соответствующих – анугунанам благоприятных условиях. 4.9 Память – смрити и подсознательные впечатления – самскарайох едины по форме. – экарупатват Между ними существует непрерывная последовательность – анантарьям даже – апи не смотря на разделение – вьявахитанам временем, – кала пространством – деша и происхождением. – джати 4.10 Они – тасам не имеют начала – анадитвам и – ча вечны, – нитьятвам как и желания. – ашишах 4.11 Они – тад исчезают – абхавах при отсутствии – абхаве мотива – хету (причины) и плода – пхала (следствия), зависят от – аламбанаих их – эшам помощи – ашрайя и удержания. – сангрихитатват 4.12 Прошлое – атита и будущее – анагатам существуют – асти в реальности – сварупатах (настоящем). Различаются – бхедат направлением – адхва и формой. – дхарманам 4.13 Они – те проявляются – вьякта или остаются в тонких – сукшмах составляющих качеств природы. – гунатманах 4.14 Объект – васту реален – таттвам и неизменен благодаря единству – экатват перемен. – паринама 4.15 Один и тот же – самье объект – васту из-за отличия – бхедат сознаний – читта ведёт двоих – тайох по различному – вибхактах пути – пантхах к различному бытию. 4.16 И – ча объект – васту не – на зависит – тантрам от одного – эка сознания. – читта Иначе – тада что – ким происходило бы, – съят когда сознание – тат его бы – чед не воспринимало? – апраманакам 4.17 В связи – тад с этим объект – васту познаётся – джнята или не познаётся – аджнятам в зависимости от окрашивания – упарага и ожиданий – апекшитват сознания. – читтасья 4.18 Колебания – втриттайях ума – читта всегда – сада известны – джнятах своему – тат господину – прабхох и созерцателю – пурушасья (свидетелю, душе, Я) благодаря – апаринамитват его неизменности. 4.19 Ввиду своей познаваемости – дришьятват ум – тат не является – на сияющим – свабхасам за счёт собственного света. 4.20 В одно – эка и то же время – самайе ум не может постигнуть – анавадхаранам и – ча себя – убхайя и окружающее. 4.21 Если допустить наличие нескольких – антарадришье умов – читта и познание познаний, – буддхибуддхех то это приведёт к избытку – атипрасангах различной памяти – смрити и – ча путанице. – санкарах 4.22 Осознание – самведанам собственной – сва божественности – буддхи и завершённости – апаттау наступает при созерцании созерцателя – читех в его – тат неподвижной – арптисамкрамайях и неизменной форме. – акара 4.23 Тогда сознание, – читтам отражая – упарактам созерцателя – драштри и созерцаемое, – дришья становится – сарвартхам всеведущим. 4.24 Хотя – апи ум – тат наполнен – читрам бесчисленными – асанкхйейя впечатлениями – васанабхих и желаниями, он существует ради другого – парартхам (пуруши). В силу того, – каритват что соединён – самхатья с ним. 4.25 К тому, кто видит – даршинах различие – вишеша между душой – атмабхава и бытиём, приходит чувство – бхавана освобождения. – нивриттих 4.26 Тогда – тада разум – читтам становится – нимнам проницательным – вивека и устремляется – бхарам по направлению – праг к окончательной – кайвалья свободе. 4.27 Но и в это время в нём – тат могут пробивать бреши – ччхидрешу другие – антарани мысли – пратьяйя и подсознательные – самскаребхьях впечатления. 4.28 Их – эшам удаление – ханам подобно описанному – уктам освобождению от страданий. – клешават 4.29 Когда отсутствует вожделение – акусидасья даже – апи к высшей форме разума – прасамкхьяне и всё время – сарватха сохраняется состояние осознанности, – вивекакхьятех проливается дождевое облако добродетели – дхармамегхах и наступает просветление. – самадхих 4.30 После чего – татах исчезают страдания – клеши и обусловленные действия. – карма Приходит недеяние. – нивриттих 4.31 Тогда – тада наступает свобода – апетасья от всех – сарва завес – аварана и загрязнений. – мала Знание становится – джнянасья бесконечно большим. – анантьят Непознанное – джнейям ничтожным. – алпам 4.32 С этого момента, – татах исполнив свои обязанности – критартханам в постоянном процессе – крама трансформации, – паринама заканчиваются – самаптих различия – гунанам качеств природы. 4.33 После окончания – апаранта непрерывной последовательности – пратийоги трансформаций – паринама поток – крамах времени воспринимается – нирграхьях как вечное сейчас. – кшана 4. 34 Когда цели души – пурушартха исполнены – шуньянам и качества природы – гунанам возвратились в изначальную форму, – пратипрасавах достигается абсолютная – кайвальям свобода. Обретаешь – пратиштха собственную – сварупа природу или – ва силу чистого – читишактих сознания, высшую осознанность. Это всё. – ити