Йога – Сутры Патанджали Доступные форматы для скачивания:
Скачать в
формате DOC
Скачать в
формате FB2
1. САМАДХИ ПАДА
1.1 Теперь – атха
изложение – анушасанам
заветов
дисциплины
единения. – йоги
1.2 Единение – йогах
это
прекращение – ниродхах
колебаний – вритти
сознания. – читта
1.3 Тогда – тада
созерцатель – драштух
пребывает – авастханам
в своей
форме. – сварупе
1.4 В остальное
время – итаратра
он
отождествляет – сарупьям
себя
с колебаниями – вритти
сознания.
1.5 Колебания
сознания – вриттайях
бывают
пяти
видов. – паньчатайях
Они
могут
причинять
страдания – клишта
или
приносить
удовольствие. – аклиштах
1.6 Вот
пять
разновидностей
проявления
сознания:
- истинное знание – прамана
- заблуждение – випарьяйя
- воображение – викалпа
- сон – нидра
- память. – смритайях
1.7 Средствами
достижения – прамани
истинного
знания
являются:
- непосредственное
познание – пратьякша
пятью
органами
чувств
- умозаключение – анумана
и выводы
- духовные
писания – агамах
и заветы.
1.8 Заблуждение – випарьяйя
это
ложное
знание, – митхьяджнянам
основанное – пратиштхам
не на той
форме. – атадрупа.
1.9 Воображение – викалпах
следует – анупати
из словесных
образов, – шабдаджняна
не существующих – вастушуньях
в реальности.
1.10 Сон – нидра
это
неосознанные – абхаве
колебания
мыслительных – пратьяйя
волн, – вриттих
не имеющих
опоры. – аламбана
1.11 Память – смритих
это
свойство
сохранять – асампрамошах
пережитый – анубхута
опыт. – вишайя
1.12 Постоянная
практика – абхьяса
и освобождение
от желаний – вайрагьябхьям
есть
средства
успокоения – танниродхах
колебаний
сознания.
1.13 Практика – абхьясах
в этом
случае – татра
есть
непрестанное
сознательное – ятнах
усилие
в обретении
покоя – стхитау
ума.
1.14 Это – са
утверждается – дридхабхумих
с почтением – саткара
и – ту
постоянством – асевитах
непрерывно – найрантарья
в течение
длительного – диргхакала
времени.
1.15 Непривязанность – вайрагьям
это
свобода
от всех
желаний, – витришнасья
как
зримых – дришта
и слышимых, – анушравика
так
и воображаемых, – самджня
и господство – вашикара
над объектами – вишайя
наслаждения.
1.16 Высшей – татпарам
является
свобода – вайтришньям
от всех
качеств – гун
природы
путём
познания
души. – пурушакхьятех
1.17 Распознание
истины – праджня
единения
с духом – самадхи
(сампраджнятах)
приводит
к самоанализу, – витарка
правильному
мышлению, – вичара
блаженству – ананда
и осознанию
единения
с самим собой. – асмитарупа
1.18 При
дальнейшей
непрерывной
практике – абхьяса
движение
ума – пратьяйя
останавливается. – вирама
Это
другое – аньях
самадхи. – пурвах
Колебания
остаются – шешах
на уровне
подсознательных
впечатлений. – самскара
1.19 Двигаясь
дальше – пратьяйях
из этого
состояния – бхава
можно
обрести
бестелесность – видеха
и раствориться
в природе. – пракритилайянам
1.20 Кто-то – итарешам
достигает
этого – пурваках
через
веру, – шраддха
энергию, – вирья
вспоминание, – смрити
медитацию, – самадхи
осознание. – праджня
1.21 Всех
ближе
к цели – асаннах
те,
которые
решительны – тивра
и быстры. – самвеганам
1.22 Поэтому – татах
также – апи
различны – вишешах
меж собой
усилия
у слабых, – мриду
средних – мадхья
и сильнейших. – адхиматратват
1.23 Или – ва
достигнуть
можно
преданностью – пранидханат
Богу. – Ишвара
1.24 Ишвара – Ишвара
Высшее
есть
Существо. – пурушавишешах
Свободное
от противоречий. – апарамриштах
Он
действием – випака
не тронут. – ашайях
И существует
вне причин
и следствий. – карма
Вне
страха,
боли – клеша
и печали.
1.25 И в Нём – татра
исток – биджам
непревзойдённый. – ниратишайям
Всезнания. – сарваджня
1.26 Учитель – гурух
первый – пурвешам
Он – са эшах
для всех.
К тому же – апи
не ограниченный – анавачхедат
во времени. – калена
1.27 Он – тасья
проявляется – вачаках
как
слог
священный
ОМ – пранава
(АУМ).
1.28 Который – тат
нужно
повторять. – джапах
Осмысленно. – тадартхабханавам
1.29 Тогда – татах
обнаружится – адхигамах
внутреннее
самосознание – пратьякчетана
(наблюдатель)
и – ча
также – апи
устранятся – абхавах
препятствия. – антарайя
1.30 Препятствиями – антарайях
служат: – те
- болезнь – вьядхи
- инертность
разума – стьяна
- сомнение – самшайя
- рассеянность – прамада
- лень тела – аласья
- вожделение – авирати
- ошибочное
восприятие – бхрантидаршана
- разочарование – алабдхабхумикатва
- падение
с достигнутой
высоты
развития – анавастхитатвани
- рассеянность
сознания. – читтавикшепах
1.31 Им
сопутствуют – сахабхувах
печаль – дукха
и уныние, – даурманасья
дрожь
в теле – ангамеджайятва
и дисбаланс
дыхания. – швасапрашвасахвикшепа
1.32 Для
устранения
препятствий – татпратишедхартхам
существует
практика – абхьясах
концентрации – таттва
на одном. – эка
1.33 Невозмутимое
спокойствие – прасаданам
сознания – читта
достигается
путём
развития – бхаванатах
дружелюбия, – майтри
сострадания – каруна
и радости – мудита
по отношению
ко всем
объектам. – вишайянам
Равнодушием – упекшанам
к счастью – сукха
и печали, – духкха
к добродетели – пунья
и пороку. – апунья.
1.34 Регулированием – ва
выделения – праччхардана
и сдерживания – видхаранабхьям
жизненной
энергии. – пранасья
1.35 Или – ва
устойчивость – стхити
ума – манасах
вызывает – утпанна
созерцание – правриттих
истока – нибандхани
чувственного
опыта. – вишайявати
1.36 Или – ва
созерцание
сияющего
Света, – джйотишмати
свободного
от печалей. – вишока
1.37 Или – ва
осознание – читтам
объектов, – вишайям
освободившихся – вита
от желаний
и страстей. – рага
1.38 Или – ва
опора – аламбанам
на пробуждающееся
знание – джняна
из состояния
сна – нидра
и иллюзорности
сновидения. – свапна
1.39 Или – ва
медитация – дхьянат
на любой
желанный
объект. – ятхабхимата
1.40 Обретение
этого – асья
способно
охватить – вашикарах
всё,
от малого – параману
до великого. – парамамахаттвантах
1.41 Растворение,
остановка – кшина
колебаний
сознания – вриттех
подобно – ива
чистому – абхиджатасья
кристаллу – манех
воспринимает
того,
кто
постиг, – грахитри
инструмент
постижения – грахана
и то,
что
предстоит
познать. – грахьешу
Обретая
стабильную, – татстха
зримую
и завершённую
форму. – самапаттих
1.42 Тогда – татра
звучание
слова – шабда
обретает
смысл – артха
и превращается
в знание, – джняна
где
воображение – викалпаих
смешано – санкирна
с мышлением,
выражаемым
в словах. – савитарка
Это
состояние
сознания
называется
рассудочное
понимание. – самапаттих
(«вопрошающее
самадхи»)
1.43 Когда
разум,
полностью
очищенный – паришуддхау
от памяти, – смрити
как бы – ива
лишённый
собственной
природы, – сварупашунья
сияет
в своём
наичистейшем
виде, – артхаматранирбхаса
тогда
наступает
восприятие
без рассудочного
понимания. – нирвитарка
(«невопрошающее»)
1.44 Этими же
способами – этайя
восприятия,
с рассудочным
пониманием – савичара
и без, – нирвичара
объясняются – вьякхьята
также – эва
и – ча
тонкие
объекты. – сукшмавишайя
1.45 Тонкая
природа
объектов – сукшмавишайятвам
и – ча
заканчивается – парьявасанам
в непроявленном. – алинга
1.46 Всё это – та
лишь – эва
медитации – самадхих
с семенем. – сабиджа
1.47 Отражение
без семени – нирвичара
приводит
к непрерывному
прозрачному
потоку – вайшарадье
высшего
духовного
света. – адхьятма
Достигается
чистота
и покой. – прасадах
1.48 Истина – ритамбхара
становится
здесь – татра
осознанной. – праджня
1.49 Осознанность – праджнябхьям
отличается – аньявишайя
от знаний
услышанных
и прочитанных, – шрута
полученных
путём
умозаключений. – анумана
Это
особое – вишеша
достижение
цели. – артхатват
1.50 Такой
вновь
рождённый – таджджах
оставляет
позади
все
предыдущие
впечатления. – самскарах
Новые
представления – аньясамскара
не формируются. – братибандхи
1.51 После
прекращения – ниродхе
формирования
даже из этого – тасьяпи
всего – сарва
восприятия – ниродхат
наступает
глубокая
медитация – самадхих
без семени – нирбиджах
(чистое самадхи).
2.0 САДХАНА ПАДА
2.1 Интенсивная
практика, – тапас
изучение себя – свадхьяйя
и преданность – пранидханани
Богу – Ишвара
составляют
осознанную
практику
йоги действия. – крийяйогах
2.2 Практика
йоги
приводит – бхавана
к осознанному
созерцанию – артхах
и – ча
глубокой
медитации. – самадхи
Истончает – танукаранартхах
страдания. – клеша
2.3 Причиной
страдания – клешах
являются
неведение
и невежество, – авидья
эгоизм
и гордыня, – асмита
привязанность
и страсть, – рага
ненависть
и отвращение, – двеша
страх
смерти
и жажда
к жизни. – абхинивешах
2.4 Неведение – авидья
есть
благодатная
почва – кшетрам
для всех
прочих – уттарешам
причин
страданий.
Как
дремлющих, – прасупта
слабых, – тану
проявляющихся
время от времени, – виччхинна
так и активных. – ударанам
2.5 Неведение – авидья
есть
ошибочное
принятие – кхьятих
непостоянного – анитья
за вечное, – нитья
нечистого – ашучи
за чистое, – шучи
страдания
и горя – дукха
за радость
и наслаждение, – сукха
отсутствие
духовности – анатмасу
за душу. – атма
2.6 Эгоизм – асмита
возникает
вследствие
как бы – ива
отождествления – экатмата
видящего – дрик
со способностью – шактьох
видеть. – даршана
2.7 Удовольствие – сукха
порождает – анушайи
привязанность. – рагах
2.8 Печаль – дукха
порождает – анушайи
ненависть. – двешах
2.9 Привязанность
к жизни
и страх
смерти – абхинивешах
естественны – сварасавахи
и равно
присущи – татха
даже – ани
продвинутым – арудхах
мудрецам. – видушах
2.10 Эти – те
и едва
уловимые – сукшмах
страдания
разрушаются – хейях
при исследовании
их истоков. – пратипрасава
2.11 Медитация – дхьяна
успокаивает – хейях
их – тад
колебания. – вриттайях.
2.12 Источник – мулах
страданий – клеша
находится
в хранилище – ашайях
поступков. – карма
Как
видимых, – дришта
так и
невидимых. – адришта
Которые
пришлось
испытать – веданийях
с момента
рождения. – джанма
2.13 Пока
корень – муле
страдания
будет
существовать, – сати
будут
и его – тат
плоды. – випаках
Которые
определяют – джати
продолжительность
жизни – айюх
и её
опыт. – бхогах.
2.14 Они – те
будут
приятными – хлада
или
мучительными – паритапа
плодами – пхалах
в зависимости – хетутват
от ваших
добродетелей – пунья
и пороков. – апунья
2.15 Для
способного
различать – вивекинах
страдание – духкхам
на самом
деле – эва
присутствует
во всём – сарвам
и – ча
является
следствием – паринама
жара
беспокойства, – тапа
подсознательных
впечатлений, – самскара
тройной
боли – духкхаих
качеств
природы, – гуна
колебаний
сознания. – вритти
Следствием
противоположностей
и контрастов, – виродхат
их конфликта
и противостояния.
2.16 Можно
избежать – хейям
будущих – анагатам
страданий. – дукхам
2.17 Причина
страдания, – хетух
которую
можно
устранить, – хейях
скрыта
в отождествлении – самйогах
видящего – драштриа
с видимым. – дришьяйох
2.18 Видимое – дришьям
имеет
качества – шилам
света, – пракаша
действия – крийя
и инерции. – стхити
Включает
в себя – атмакам
элементы,
составляющие
проявленный
мир, – бхутам
и органы
чувств. – индрийя
Существует
для – артхам
накопления
опыта – бхога
и освобождения. – анаварга
2.19 Качества – гуна
разделяются – парвани
на различаемые – вишеша
и неразличаемые, – авишеша
с явными
признаками – лингаматра
и лишённые
признаков. – алингани
2.20 Видящий – драшта
это лишь – матрах
чистое – шуддхах
сознание – дриши
(осознанность).
Но даже – апи
оно
видит – анупашьях
через
интеллект. – пратьяйях
2.21 Видимое – дришьясья
и познаваемое
существует
только – эва
ради – тадартхах
души – атма
(видящего).
2.22 Для тех,
кто достиг
цели, – критартхам
противоположности – прати
разрушаются
и исчезают. – наштам
Хотя – апи
они – тат
не исчезают – анаштам
для других – анья
обычных – садхаранатват
людей.
2.23 Целью – хетух
союза – самйогах
своей
собственной
природы – сва
и её
обладателя
и созерцателя – свами
является
распознавание
на опыте – упалабдхи
их
объединённой
мощи – шактьох
и познание
самого себя. – сварупа
2.24 Причина – хетут
этого
отождествления – тасья
неведение – авидья
или
недостаток
внутреннего
осознания.
2.25 При
отсутствии – абхават
неведения – тад
этот союз – самйогах
(отождествление)
исчезает. – абхавах
Это – тад
освобождение – хамам
созерцателя – дришех
есть
абсолютная
свобода. – кайвальям
2.26 Непрерывное – авиплава
различающее – вивека
осознание – кхьяти
есть
средство
устранения – ханопайях
(невежества).
2.27 У него – тасья
есть
семь – саптадха
ступеней – прантабхумих
достижения
совершенного
осознания. – праджня
2.28 Соединение – йога
всех
составных
частей – анга
посредством
преданной
практики – ануштханат
уничтожает – кшайе
загрязнения. – ашуддхих
И духовное
знание – джняна
начинает
сиять – диптих
в триумфальном
осознании. – авивекакхьятех
2.29 Восемь – аштау
составных
частей: – ангани
- заповеди – яма
- правила – нияма
- позы – асана
- контроль дыхания – пранаяма
- контроль чувств – пратьяхара
- концентрация – дхарана
- созерцательная
медитация – дхьяна
- глубокая
медитация. – самадхайях
2.30 Заповеди: – ямах
- не убивай – ахимса
- не лги – сатья
- не кради – астейя
- не прелюбодействуй – брахмачарья
- не возжелай – апариграхах
2.31 Это
великие – махавратам
универсальные – сарвабхаумах
обеты,
не ограниченные
ничем. – анаваччхиннах
Ни временем, – кала
ни обстоятельствами, – самайя
ни местом, – деша
ни происхождением. – джати
2.32 Правила: – ниямах
- чистота – шауча
- удовлетворённость – сантоша
- горение – тапас
- самоизучение – свадхьяйя
- слияние с Богом. – Ишвара пранидханани
2.33 Сомнению – витарка
и беспокойству – бадхане
следует
противопоставить – пратипакша
медитацию
различающего
осознания. – бхаванам
2.34 Негативные
мысли – витарках
приводят
к насилию,
причинению
зла – химса
и так далее. – адайях
Которое
совершается
лично, – крита
через
поощрение
других – карита
или
одобряется. – анумодитах
Вызывается – пурваках
алчностью, – лобха
гневом – родха
и заблуждением. – моха
Мало ли
деяние, – мриду
средней
степени – мадхья
или
велико, – адхиматрах
в результате – пхалах
рождаются
неведение – аджняна
и бесконечные – ананта
муки. – дукха
Таким образом, – ити
культивируйте – бхаванам
противоположные – пратипакша
мысли.
2.35 В присутствии – саннидхау
человека, – тат
утвердившегося – пратиштхайям
в ненасилии, – ахимса
всякая
вражда – вайра
прекращается. – тьягах
2.36 Укоренившаяся – пратиштхайям
правдивость – сатья
принесёт – крийя
обильный – ашрайятвам
урожай. – пхалах
2.37 Утвердившийся – пратиштхайям
в нежелании
красть, – астейя
(довольный
тем,
что имеет)
обретёт – упастханам
все – сарва
богатства. – ратна
2.38 Утвердившийся – пратиштхайям
в целомудрии – брахмачарья
накапливает – лабхах
энергию. – вирья
2.39 Свободный – стхайрье
от жадности
и стремления
к обладанию – апариграха
обретает
знание – самбодхах
о причинах – катхамта
рождения. – джанма
2.40 В результате
внутреннего
и внешнего
очищения – шаучат
наступает
безразличие – джугупса
к своему
собственному – сва
телу – анга
и неприязнь
контактов – асамсаргах
с телами
других. – парайх
2.41 Чистота
сознания
и бытия – саттвашуддхи
приводит
разум – манасья
к жизнерадостности – сау
и покою, – экагра
достигается
контроль – джайя
над чувствами
восприятия
и органами
действия, – индрийя
и также – ча
приходит
способность
осознавать – даршана
и видеть – йогьятвани
природу
собственной
души. – атма
2.42 Удовлетворённость – сантошат
даёт – лабхах
высшее – ануттамах
счастье. – сукха
2.43 Благодаря
горению
и аскетизму – тапасах
разрушаются – кшайят
загрязнения, – ашуддхих
увеличивается
сила – сиддхих
органов
чувств – индрийя
и тела. – кайя
2.44 Путём
самосознания – свадхьяйят
происходит
единение – сампрайогах
с избранным
божеством. – иштадевата
2.45 Путём
капитуляции – пранидханат
перед Богом – Ишвара
достигается – сиддхих
сверхсознание. – самадхи
2.46 Положение – асанам
тела
должно
быть
устойчивым – стхира
и приятным. – сукхам
2.47 Асана
становится
завершённой – самапттибхьям
когда
настойчивое
усилие, – прайянта
направленное
на её
исполнение,
утрачивает
природу
усилия – шаитхилья
и наступает
состояние
бескрайнего
бытия. – ананта
2.48 При этом – татах
двойственность – двандвах
перестаёт
беспокоить. – анабхигхатах
2.49 На этом – тасмин
завершении – сати
происходит
регуляция
распространения
жизненной
энергии, – пранаяма
вдохов – шваса
и выдохов, – прашвасайох
движений – гати
и остановок. – виччхедах
2.50 Пранаяма
бывает
внешней – бахья
и внутренней. – абхьянтара
Останавливается – стамбха
и волнообразно
движется. – вриттих
Соизмеряется – паридриштах
по месту, – деша
времени, – кала
и количеству. – самкхьябхих
Продолжительности – диргха
и краткости. – сукшмах
2.51 Четвёртая
стадия – чатуртхах
пранаямы
преодолевает
границы – ашепи
объектов – вишайя
внешнего – бахья
и внутреннего. – абхьянтара
2. 52 В результате – татах
исчезает – кшийяте
покров, – аваранам
закрывающий
свет. – пракаша
2.53 И – ча
ум – манасах
становится
подготовленным – йогьята
для
концентрации. – дхаранасу
2.54 Когда
собственные – сва
объекты – вишайя
окружающего
мира
не вступают
в контакт – асампрайоге
с сознанием
и мыслительными
способностями, – читтасья
то
органы
чувств – индриянам
как бы – ива
следуют – анукарах
своей
собственной
форме. – сварупа
Это
называется
абстрагирование – пратьяхарах
(удаление).
2. 55 Тогда – татах
наступает
высочайший – парама
контроль – вашьята
над
чувствами. – индриянам
3. ВИБХУТИ ПАДА
3.1 Сосредоточение – бандхах
сознания – читтасья
на одном
объекте – деша
называется
концентрация. – дхарана
3.2 Длительное – экатаната
удержание – пратьяйя
сознания
на этом – татра
непрерывным
потоком
называется
медитация. – дхьянам
3.3 То же
самое, – тадава
когда
объект – артха
превращается
только – матра
в сияние, – нирбхасам
как бы – ива
опустошаясь – шуньям
и лишаясь
своей
собственной
формы, – сварупа
называется
созерцание. – самадхих
3.4 Когда
эти три – трайям
состояния
соединяются
вместе, – экатра
наступает
полный
самоконтроль. – самьямах
3.5 Отсюда – тад
появляется
мастерство – джайят
осознанности – праджня
и озарения. – алоках
3.6 Это – тасья
развитие – винийогах
происходит
постепенно,
шаг
за шагом. – бхумишу
3.7 Эти три – трайям
являются
внутренними
частями – антарангам
по отношению
к предыдущим. – пурвебхьях
3.8 Хотя
даже – апи
они – тат
внешние
части – бахирангам
по отношению
к тому,
что
не имеет
семени. – нирбиджасья
3.9 Мысли
появляются – вьюттхана
и потом
исчезают – абхибхава
благодаря
обузданию – ниродха
подсознательных
впечатлений. – самскарайох
Затем
появляются
вновь. – прадурбхавау
И вновь
подавляются. – ниродха
Мгновения – кшана
тишины
сознания, – читта
возникающие – анвайях
между
мыслями,
есть
эффект – паринамах
усмирения. – ниродха
3.10 Тишина – тасья
становится
спокойным – прашанта
потоком – вахита
благодаря
повторению,
переходящему
в привычку. – самскарат
3.11 Разрушение – кшайя
множественного – сарвартхата
восприятия
и появление – удайю
однонаправленного – экагратайох
трансформирует – паринамах
сознание – читтасья
и приводит
к самадхи. – самадхи
3.12 Когда
намерение – пратьяйяу
сознания – читтасья
становится – паринамах
однонаправленным, – экаграта
тогда – татах
вновь
появляющиеся – пунах
спады – шанта
сливаются
с подъёмами – удитау
и становятся
неразличимыми. – тулья
3.13 Это – этена
объясняет – вьякхьятах
трансформацию – паринамах
и стадии
развития – авастха
формы – бхута
тела
и органов
чувств, – индрийешу
их свойства – дхарма
и характеристики. – лакшана
3.14 Отличительные – дхарми
и общие – анупати
свойства – дхарма
могут быть
спокойные, – шанта
активные – удита
и скрытые. – авьяпадешья
3.15 Порядок
последовательности – крама
различных – аньятвам
изменений
является
причиной – хетух
многообразия – аньятве
в стадиях
эволюции. – паринама
3.16 Практикуя
самьяму – самьямат
на трёх – трайя
типах
трансформации – паринама
достигается
знание – джнянам
прошлого – атита
и будущего. – анагата
3.17 Слова, – шабда
их смыслы, – артха
идеи – пратьяйянам
налагаются – адхьясат
друг
на друга – итаретара
и смешиваются. – санкарах
Разграничивая – правибхага
их – тат
самьямой – самьямат
можно
познать – джнянам
речь – рута
всех – сарва
живых
существ. – бхута
3.18 Благодаря
самьяме
на непосредственном
восприятии – сакшаткаранат
подсознательных
впечатлений – самскара
познаешь – джнянам
предыдущие – пурва
рождения. – джати
3.19 Самьямой
на намерениях – пратьяйясья
познаешь – джнянам
мысли – читта
других. – пара
3.20 И то, – ча тат
что
у них – тасья
нет – на
жизненной – бхутатват
опоры – саламбанам
в уме. – авишайи
3.21 Благодаря
самьяме – самьямат
на теле – кайя
и форме – рупа
йогин – тад
ощущает – грахья
силу
своего
излучения. – шакти
Может
остановить – стамбхе
контакт – асампрайоге
между
глазом – чакшух
и светом, – пракаша
стать
невидимым. – антардханам
3.22 Этим же
самым – этена
он может
заставить
исчезнуть – антардханам
сказанный – уктам
звук – шабдади
и иные
явления.
3.23 Карма – карма
бывает
двух видов:
- незамедлительная – сапакрамам
и – ча
- будущая. – нирупакрамам
Благодаря
самьяме – самьямат
на этом – тат
или – ва
на знаках
предвестниках, – ариштебхьях
йогин
обретает
знание – джнянам
о своей
смерти. – апаранта
3.24 Самьямой
на дружелюбии – майтри
и т.д. – адишу
достигается
могущество
и сила. – балани
(моральная
и эмоциональная)
3.25 Самьямой
на силе – балешу
слона – хасти
обретается
сила – бала
(физическая
и интеллектуальная)
и остальные – адини
качества.
3.26 Самьямой
на пробуждающемся – правриттьях
внутреннем
свете – алока
знание – джнянам
направляется – ньясат
на тонкое, – сукшма
скрытое – вьявахита
и удалённое. – випракришта
3.27 Самьяма – самьямат
на солнце – сурье
даёт
знание – джнянам
миров. – бхувана
3.28 Самьяма
на луне – чандре
даёт
знание – джнянам
звёздной – тара
системы. – вьюха
3.29 Самьяма
на полярной
звезде – дхруве
даёт
знание – джнянам
об их – тат
движении – гати
и судьбе.
3.30 Самьяма
на чакре – чакре
пупка – набхи
даёт
знание – джняна
системы – вьюха
тела. – кайя
3.31 Самьяма
на впадине – купе
горла – кантха
подчиняет – нивриттих
голод – кшут
и жажду. – пипаса
3.32 Самьяма
на нервном – надьям
центре
черепаха – курма
приводит
к устойчивости – стхайрьям
и равновесию.
3.33 Самьямой
на свет – джьотиши
короны
головы – мурдха
достигается
видение – даршанам
совершенных
существ. – сиддха
3.34 Или – ва
всё – сарвам
приходит
благодаря
интуитивному – пратибхат
озарению.
3.35 Благодаря
самьяме
на сердце – хридайе
происходит
осознание – самвит
сознания. – читта
3.36 Знание – джняна
души – пуруша
приходит
через
самьяму – самьямат
на субъективность – свартха
и объективность. – паратхатват
Опыт – бхогах
становится – авишешах
осознанностью – пратьяйях
при различении – асамкирнайох
абсолютной – атьянта
пуруши – пурушайох
и проявлений
саттвы. – саттва
3.37 Отсюда – татах
появляется
интуитивная
способность
к духовному
восприятию. – пратибха
Обостряются – джайянте
слух, – шравана
осязание, – ведана
зрение, – адарша
вкус – асвада
и обоняние. – вартхах
3.38 Они – те
мешают – упасаргах
самадхи, – самадхау
хотя
являются
сверх – вьюттхане
силами. – сиддхайах
3.39 Ослабляя – шаитхильят
причины – крана
сдерживания – бандха
и – ча
чувствуя – самведанат
движение – прачара
сознания – читтасья
возможно
войти – авешах
в другие – пара
тела. – шарира
3.40 Через
подчинение – джайят
уданы – удана
происходит
освобождение – асангах
от контакта
с шипами
и колючками, – кантака
водой – джала
и грязью, – панка
всем
остальным. – адишу
И – ча
возможно
движение
вверх – уткрантих
и за пределы.
3.41 Через
подчинение – джайят
саманы – самана
достигается
сияние. – джаваланам
3.42 Самьямой – самьямат
на связь – самбандха
слуха – шротра
и эфира – акашайох
даётся
божественный – дивьям
слух. – шротрам
3.43 Самьямой – самьямат
на связь – самбандха
тела – кайя
и эфира – акашайох
даётся
соединение – смапаттех
света – лагху
и лёгкости,
как
у волокон
хлопка, – тула
и – ча
становится
возможным
движение – гаманам
в эфире. – акаша
3.44 Когда
колебания – вриттих
сознания
выходят
наружу – бахих
и достигают
непостижимой
подлинности, – акалпита
великой – маха
бестелесности, – видеха
тогда – татах
наступает
состояние
просветления. – пракаша
Все покровы – аварана
разрушаются. – кшайях
3.45 Самьямой – самьямат
на грубые – стхула
и тонкие – сукшма
собственные
формы, – сварупа
их соединение – анвайя
и назначение, – атрхаватва
достигается
господство
над элементами. – бхутаджайях
3.46 Отсюда – татах
появляется – прадурбхавах
способности – дхарма
совершенного – сампат
тела, – кайя
его – тад
неуязвимость – анабхигхатах
и – ча
возможность
уменьшаться
до мельчайших
размеров. – анимади
3.47 Совершенство – сампат
тела – кайя
выражается
в совершенной
форме, – рупа
грации – лаванья
и силе. – бала
Подобно
твёрдости – самхананатвани
и сиянию – ваджра
алмаза.
3.48 Самьямой – самьямат
на способность
к познанию, – грахана
свою
собственную
форму – сварупа
и эгоизм, – асмита
их связи – анвайя
и цели, – артхаваттва
покоряются – джайях
чувства. – индрийя
3.49 От этого – татах
увеличивается
скорость ума, – маноджавитвам
появляется
сверхфизическая
чувствительность – викаранабхавах
и – ча
покоряется – джайях
изначальная
природа. – прадхана
3.50 Лишь тот, – матрасья
кто
способен
осознать – кхьяти
разницу – аньята
между
бытиём – саттва
и душой – пуруша
становится
господином – адхиштхатритвам
всего – сарва
проявленного – бхава
и – ча
достигает
всеведения. – сарваджнятритвам
3.51 Бесстрастным – вайрагьят
отношением
к этому – тад
разрушаются – кшайе
даже – апи
эти семена – биджа
рабства, – доша
достигается
вечная
и абсолютная – кайвалья
свобода.
3.52 Даже
получив
приглашение – упанимантране
небожителей – стхани
нельзя
преисполняться – акаранам
гордости – смайя
и привязанности – санга
во избежание
образования
нежелательных – аништа
связей – прасангат
вновь. – пунах
3.53 Самьямой – самьямат
на каждый
миг – кшана
времени
и их – тат
очерёдность – крамайох
достигается
полная
осознанность – вивекаджам
и возможность
знать. – джнянам
3.54 Благодаря
этому – татах
воспринимаются – пратипаттих
отличительные
признаки, – лакшана
происхождение – джати
и положение
в пространстве – дешаих
различных – аньята
вещей,
которые
кажутся
неотделимыми – анаваччхедат
и сходными. – тульяйох
3.55 И сказано, – ча ити
что
знание, – джнянам
возникающее
из различения, – вивекаджа
освобождает – таракам
от всех – сарва
состояний – вишайям
на все
временные – сарватха
циклы, – вишайям
выводит
за пределы
пространственно –
временной
последовательности. – акрамам
3.56 Когда
чистота – шуддхи
сознания – саттва
и души – пурушайох
становятся
равными, – самье
наступает
совершенная
свобода. – кайвальям
Это
конец. – ити
4. КАЙВАЛЬЯ ПАДА
4.1 Силы
и способности – сиддхайях
могут быть
даны – джах
от рождения, – джаньяма
достигнуты
благодаря
использованию
трав, – аушадхи
с помощью
мантр, – мантра
аскетизма – тапах
и глубокой
медитации. – самадхи
4.2 Наполнение – апурат
силой
природы – пракрити
трансформирует – паринамах
в другое
состояние
жизни. – джатьянтара
4.3 Проявления
природы – пракритинам
не являются – апрайоджакам
инструментом, – нимиттам
но – ту
удаляют – бхедах
оттуда – татах
препятствия, – варанам
подобно
владельцу
поля, – кшетрикават
удаляющему
сорняки.
4.4 Формирование – нирмана
сознания – читтани
происходит
из чувства
индивидуальности – асмита
осознаваемого
единым. – матрат
4.5 Сознание – читтам
едино. – экам
Однако,
развиваясь – правритти
в познании,
рождает
бесчисленное
множество – анекшам
различных – бхеде
плодов – прайоджакам
и инициатив.
4.6 Те, – татра
что
рождены
в медитации, – дхьянаджам
свободны
от влияний – анашайам
и отпечатков.
4.7 Действия – карма
йогина – йогинах
не белые – ашукла
и не чёрные. – акришнам
Действия
других – итарешам
бывают
трёх
видов. – тривидхам
(белые, чёрные и смешанные)
4.8 Отсюда – татах
созревают – випака
только – эва
те – тад
подсознательные
впечатления – васананам
и желания,
которые
проявляются – абхивьяктих
в соответствующих – анугунанам
благоприятных
условиях.
4.9 Память – смрити
и подсознательные
впечатления – самскарайох
едины
по форме. – экарупатват
Между
ними
существует
непрерывная
последовательность – анантарьям
даже – апи
не смотря
на разделение – вьявахитанам
временем, – кала
пространством – деша
и происхождением. – джати
4.10 Они – тасам
не имеют
начала – анадитвам
и – ча
вечны, – нитьятвам
как
и желания. – ашишах
4.11 Они – тад
исчезают – абхавах
при отсутствии – абхаве
мотива – хету
(причины)
и плода – пхала
(следствия),
зависят от – аламбанаих
их – эшам
помощи – ашрайя
и удержания. – сангрихитатват
4.12 Прошлое – атита
и будущее – анагатам
существуют – асти
в реальности – сварупатах
(настоящем).
Различаются – бхедат
направлением – адхва
и формой. – дхарманам
4.13 Они – те
проявляются – вьякта
или остаются
в тонких – сукшмах
составляющих
качеств
природы. – гунатманах
4.14 Объект – васту
реален – таттвам
и неизменен
благодаря
единству – экатват
перемен. – паринама
4.15 Один
и тот же – самье
объект – васту
из-за отличия – бхедат
сознаний – читта
ведёт
двоих – тайох
по различному – вибхактах
пути – пантхах
к различному
бытию.
4.16 И – ча
объект – васту
не – на
зависит – тантрам
от одного – эка
сознания. – читта
Иначе – тада
что – ким
происходило бы, – съят
когда
сознание – тат
его бы – чед
не воспринимало? – апраманакам
4.17 В связи – тад
с этим
объект – васту
познаётся – джнята
или
не познаётся – аджнятам
в зависимости
от окрашивания – упарага
и ожиданий – апекшитват
сознания. – читтасья
4.18 Колебания – втриттайях
ума – читта
всегда – сада
известны – джнятах
своему – тат
господину – прабхох
и созерцателю – пурушасья
(свидетелю,
душе, Я)
благодаря – апаринамитват
его
неизменности.
4.19 Ввиду
своей
познаваемости – дришьятват
ум – тат
не является – на
сияющим – свабхасам
за счёт
собственного
света.
4.20 В одно – эка
и то же
время – самайе
ум
не может
постигнуть – анавадхаранам
и – ча
себя – убхайя
и окружающее.
4.21 Если
допустить
наличие
нескольких – антарадришье
умов – читта
и познание
познаний, – буддхибуддхех
то это
приведёт
к избытку – атипрасангах
различной
памяти – смрити
и – ча
путанице. – санкарах
4.22 Осознание – самведанам
собственной – сва
божественности – буддхи
и завершённости – апаттау
наступает
при созерцании
созерцателя – читех
в его – тат
неподвижной – арптисамкрамайях
и неизменной
форме. – акара
4.23 Тогда
сознание, – читтам
отражая – упарактам
созерцателя – драштри
и созерцаемое, – дришья
становится – сарвартхам
всеведущим.
4.24 Хотя – апи
ум – тат
наполнен – читрам
бесчисленными – асанкхйейя
впечатлениями – васанабхих
и желаниями,
он
существует
ради
другого – парартхам
(пуруши).
В силу
того, – каритват
что
соединён – самхатья
с ним.
4.25 К тому,
кто видит – даршинах
различие – вишеша
между
душой – атмабхава
и бытиём,
приходит
чувство – бхавана
освобождения. – нивриттих
4.26 Тогда – тада
разум – читтам
становится – нимнам
проницательным – вивека
и устремляется – бхарам
по направлению – праг
к окончательной – кайвалья
свободе.
4.27 Но и в это
время
в нём – тат
могут
пробивать
бреши – ччхидрешу
другие – антарани
мысли – пратьяйя
и подсознательные – самскаребхьях
впечатления.
4.28 Их – эшам
удаление – ханам
подобно
описанному – уктам
освобождению
от страданий. – клешават
4.29 Когда
отсутствует
вожделение – акусидасья
даже – апи
к высшей
форме
разума – прасамкхьяне
и всё
время – сарватха
сохраняется
состояние
осознанности, – вивекакхьятех
проливается
дождевое
облако
добродетели – дхармамегхах
и наступает
просветление. – самадхих
4.30 После чего – татах
исчезают
страдания – клеши
и обусловленные
действия. – карма
Приходит
недеяние. – нивриттих
4.31 Тогда – тада
наступает
свобода – апетасья
от всех – сарва
завес – аварана
и загрязнений. – мала
Знание
становится – джнянасья
бесконечно
большим. – анантьят
Непознанное – джнейям
ничтожным. – алпам
4.32 С этого
момента, – татах
исполнив
свои
обязанности – критартханам
в постоянном
процессе – крама
трансформации, – паринама
заканчиваются – самаптих
различия – гунанам
качеств
природы.
4.33 После
окончания – апаранта
непрерывной
последовательности – пратийоги
трансформаций – паринама
поток – крамах
времени
воспринимается – нирграхьях
как
вечное
сейчас. – кшана
4. 34 Когда
цели
души – пурушартха
исполнены – шуньянам
и качества
природы – гунанам
возвратились
в изначальную
форму, – пратипрасавах
достигается
абсолютная – кайвальям
свобода.
Обретаешь – пратиштха
собственную – сварупа
природу
или – ва
силу
чистого – читишактих
сознания,
высшую
осознанность.
Это всё. – ити
|