Главная страница Айки-ДоБасёБхагавадгитаДао Дэ Цзин
Дхарма ПадаЕвангелие от ФомыИ-ЦзинИ-Цзин (с ком.)Йога – Сутры Патанджали
Книга МирдадаКнига ЭкклесиастаЛао ЦзыМолитва РабийиОбратная связь
Омар ХайямПеснь МахамудрыПророкПросветлениеРуми
Сказки о ДаоСкачать книгиСловарьСтихотворенияЧжуан Цзы
Чтение


<< Содержание

Глава 11. ПОЗВОЛИТЬ БЫТЬ ТАКОЙ.

Я слышал о том, что Поднебесной нужно позволить быть такой, какая она есть.
Но не слышал, что в Поднебесной следует наводить порядок.
Я говорю «позволить быть такой», чтобы не извратилась природа Поднебесной.
Я говорю «такой, какая она есть» из опасения изменения человеческих свойств.
Если природа Поднебесной не извратится, а человеческие свойства не изменятся, разве нужно 
будет наводить порядок?

 В старину, когда Яо взялся наводить порядок, он сделал так, что каждый человек возлюбил 
свою природу.
Вся Поднебесная ликовала.
Но в этом не было душевного покоя.
А когда Цзе завел свои порядки, люди стали оплакивать свою природу.
Вся Поднебесная погрузилась в уныние.
В этом не было душевной радости.
Но ведь жизнь без покоя и радости не свойственна человеку.
Разве без присущих человеку свойств можно прожить долго?
Нет, такого в Поднебесной не было.

 При чрезмерной радости у человека излишне расходуется сила Ян.
При чрезмерной печали – Инь. 
Когда силы Инь и Ян не уравновешены, перестают правильно чередоваться четыре времени года.
Нарушается гармония холода и тепла.
Эти нарушения причиняют вред человеку.
Он перестает понимать, когда радоваться, а когда печалиться.
Жизнь его лишается постоянства.
Много мудрствует, но не достигает удовлетворения.
Работа останавливается на полпути. 
Тут-то и возникают в Поднебесной заносчивость и подобострастие.
Превосходство и угнетение.
Вслед за ними появляется разбойник Чжи и мудрецы Цзэн и Ши.
Теперь, даже если вы призовете всех бороться со злом, оно не исчезнет.
Если захотите наградить за добрые дела, везде не успеете.
Поднебесная велика и на всех не хватит наказаний и наград.
Со времен Трех Династий люди только и занимались тем, что кого-то поощряли.
Кого-то наказывали.
И кому это помогло?
Кто утвердился в своей природе и в своей судьбе?
Откуда возьмется досуг, чтобы искать покой в природных свойствах?

 Можно искать утешение в созерцании красок мира.
Наслаждаться остротой зрения.
Но это означает предаваться излишествам в цветах.
Наслаждающиеся тонким слухом предаются излишествам в звуках.
Наслаждающиеся милосердием и человечностью нарушают естественные свойства.
Наслаждающиеся справедливостью и долгом нарушают законы природы.
Наслаждающиеся обрядами и ритуалами становятся извращенными и неестественными.
Наслаждающиеся музыкой способствуют разврату и поддаются соблазнам.
Наслаждающиеся мудростью упражняются в никчемных искусствах.
Наслаждающиеся знаниями помогают порокам.
Если бы все в Поднебесной принимали подлинность своей природы и судьбы, то эти восемь 
наслаждений могли бы остаться, а могли бы и исчезнуть.
Тогда это бы не имело значения.
Но когда в Поднебесной люди не находят покоя в природных свойствах.
Из-за этих наслаждений начинают друг друга резать на куски и сворачивать в клубок.   
Толкать и отнимать.
В Поднебесной начинается смута.
Если в Поднебесной начитают чтить наслаждения.
Тосковать о них, заблуждения набирают силу.
Разве кто-нибудь сможет пройти мимо?
Отказаться от них?
Чтобы говорить о них – постятся.
Предаваясь им – преклоняют колени
Изображая их – играют и поют.
Что тут поделать?
Поэтому, если благородный муж вынужден взойти на престол, ему лучше следовать недеянию.
Благодаря недеянию он обретет покой.
Подлинность своей природы и судьбы.
Недаром говорят, что тому, кто ценит свою жизнь больше, чем царство, можно доверить 
Поднебесную.
Тому, кто любит свою жизнь больше, чем царство, можно поручить Поднебесную.
Если благородный муж способен не причинять ущерба своему телу.
Способен не напрягать зрение и слух.
То, даже пребывая, как труп, в неподвижности, он будет иметь облик Дракона.
Даже храня глубокое безмолвие, будет иметь голос, подобный грому.
Он будет следовать духовной силе.
Небесному в себе.
Разве у такого найдется досуг, чтобы наводить порядок в Поднебесной?

 Цуй Шу спросил у Лао Даня:
- Если не наводить порядок в Поднебесной, как исправить людские сердца?
- Будь осторожен.
Не тревожь людские сердца!
Сердце у человека опускается, когда его унижают.
Возносится, когда его хвалят.
Так он превращается то в рабы, то в палача.
Сердце может быть нежным и слабым.
А может быть твердым, словно резец, и гранить драгоценные камни.
Может вспыхнуть, словно пламя.
Может застыть, как лед.
Оно меняется с удивительной быстротой.
Не успеешь моргнуть, а оно уже побывало за пределами четырех морей.
Покоясь, оно черпает свою безмятежность в глубине себя.
Действуя, взлетает к небесам.
Оно своевольное и гордое.
Нет ничего более свободного, чем человеческое сердце.

В старину Желтый Владыка впервые растревожил сердца людей милосердием и долгом. 
А потом Яо и Шунь трудились до изнеможения ради благоденствия всего живого на земле.
У них от усердия даже стерлись волоски на голенях и пушок на бедрах.
Ради милосердия и долга они надрывали свои пять внутренних органов.
Отдавали кровь и дыхание, чтобы установить порядок и законы.
А успеха так и не добились. 
Тогда Яо сослал Хуань Доу на гору Чун.
Изгнал племя Саньмяо в Саньвэй.
Отправил Гун-гуна в Юду.
Но и это не помогло Поднебесной.
А когда пришло время Трех Династий, Поднебесную охватил ужас.
Появились презираемые – злодей Цзе и Разбойник Чжи.
Появились почитаемые – добродетельные ученые Цзэн и Ши.
А еще появились последователи Конфуция и Мо Ди.
С тех пор они то дружески, то враждебно спорят друг с другом.
То ловко, то простодушно обманывают друг друга.
То учтиво, то злобно нападают друг на друга.
То благородно, то бесчестно высмеивают друг друга.
А Поднебесная приходит в упадок.

 Великое Совершенство перестало объединять людей.
Природа их была унижена и разъята на части.
В мире возлюбили знание.
Все сто фамилий, весь народ, погряз в корыстолюбии.
И тут пустили в ход топоры и пилы.
Стали казнить по угольнику и отвесу.
Приговаривать с долотом и шилом.
Ввергли Поднебесную в страшную смуту.
Преступления поселились в людских сердцах.
С тех пор достойные скрылись в неприступных горах.
Государи дрожат от страха в храмах предков.

 Ныне обезглавленные люди лежат друг на друге.
Закованные в кандалы теснят друг друга.
Приговоренные стоят в очереди  у плахи.
Между всеми ними ходят последователи Конфуция и Мо Ди.
Размахивают руками и становятся на цыпочки.
О, ужас!
О, позор!
О, бесстыдство!
Нам и неведомо было, что их мудрость и знания служат наручникам и колодкам
Их милосердие и долг служат долоту и ошейнику.
Как знать, не явились ли ученый Цзэн и летописец Ши разящей стрелой тирана Цзе и 
Разбойника Чжи?
Вот почему говорится:
- Забудьте о мудрости, отбросьте знания и в Поднебесной воцарится порядок.

Желтый Предок двенадцать лет управлял Поднебесной.
Приказы его исполнялись по всей земле.
Однажды услышал он, что на горе Единения Пустоты живет мудрец Гуан Чэн-цзы. Желтый 
Владыка отправился к нему и спросил:
- Я слышал, что вы, уважаемый, постигли Истинный Путь.
Дозвольте задать вопрос, какова его сущность?
Я стремлюсь воспользоваться семенем Неба и Земли, чтобы помочь созреванию пяти злаков для 
процветания моего народа.
Я стремлюсь направить силы жара и холода  на благо всего живого.
- То, о чем ты хочешь спросить, это сущность вещей.
А то, как ты хочешь управлять – погибель для всех вещей.
С тех пор, как ты управляешь Поднебесной, дождь выпадает прежде, чем образуются облака.
Листья и травы увядают, не успев пожелтеть.
Свет солнца и луны тускнеет.
Ты слишком мелок душой.
Разве достоин ты беседы об Истинном Пути?
Желтый Владыка удалился.
Сложил с себя управление Поднебесной.
Построил уединенную хижину.
Сплел себе циновку из белого тростника и прожил отшельником три месяца.
Потом снова пришел к Гуан Чэн-цзы за наставлением.
Тот лежал головой к югу.
Желтый Предок полный покорности подполз к нему на коленях.
Дважды поклонился до земли и спросил:
- Я слышал, что вы, уважаемый, постигли Истинный Путь.
Дозвольте спросить, как управлять самим собой, как добиться долголетия?
Гуан Чэн-цзы поспешно поднялся и сказал:
- Прекрасный вопрос!
Подойди, я поведаю тебе об Истинном Пути.

Мельчайшее Истинного Пути
Глубоко и сокровенно!
Высочайшее Истинного Пути
Сумрачно и безмолвно!
Не смотри и не слушай.
Успокой свой разум.
И тело выправится само.

Будь уравновешен, чист.
Не утруждай тело напрасно.
Не тревожь семя.
И сможешь жить долго.

Если глазам будет
Нечего видеть.
Ушам – нечего слышать.
Сердцу – нечего познавать.
Твоя душа сохранит 
Твое тело в целости.
Оно будет жить долго.

Чем больше
Будет у тебя знаний,
Тем быстрее
Потерпишь поражение.
Береги в себе внутреннее.
Замкнись от внешнего.

Тогда я поднимусь с тобой
К великому светилу.
К истоку истинного Ян.
Я опущусь с тобой
В чертоги вечного мрака.
К истоку истинного Инь.

Небо ведает своим.
Земля – своим.
Сумей вместить 
В себя Инь и Ян.
Будь осторожен.
Сохрани себя.
И все получится
Как будто само собой.

Я храню
Инь и Ян в единстве.
Удерживаю их в гармонии.
Совершенствуюсь
Тысяча двести лет.
А тело мое не дряхло.

 Желтый Предок дважды поклонился до земли и попросил:
- Расскажите о природе, о Гуан Чэн-цзы, равный Небу!

- Подойди и внемли.
Она неисчерпаема.
А люди думают,
Что у нее есть предел.
Она неизмерима. 
А люди думают,
Что у нее есть мера.

Из тех, кто обрел Путь, 
Лучшие стали предками.
А худшие – царями.

Из тех, кто утратил Путь,
Лучшие увидели свет.
Худшие слились с прахом.

Все живое в этом мире
Родилось из земли.
И вернется в землю.

Я покину тебя 
И войду во врата
Бесконечного.
Буду странствовать
В беспредельных  
Просторах.
Сольюсь со светом
Солнца и луны. 
Соединюсь с вечностью
Неба и Земли.
Кто идет ко мне, 
Меня не приметит.
Кто уходит от меня,
Меня не вспомнит.
Все люди смертны, 
Я же пребуду вовеки.

Поддерживаемый вихрем, Полководец Облаков странствовал на  востоке.
У дерева Фуяо повстречался с Безначальным Хаосом.
Тот прогуливался.
Подпрыгивал по-птичьи и похлопывал себя по бедрам ладонями.
Завидев его, Полководец Облаков в смущении остановился и почтительно спросил:
- Кто вы, старец?
Что вы здесь делаете? 
Безначальный Хаос, продолжая прыгать и хлопать себя по бедрам, ответил:
- Прогуливаюсь.
Полководец Облаков сказал:
- Позвольте задать вопрос.
Посмотрев на него, Безначальный Хаос ответил:
- Фу!
- В эфире неба нет гармонии.
В эфире земли застой.
В шести явлениях природы нет согласия.
В смене времен года нет порядка.
Что мне делать, если я хочу привести к гармонии все силы вселенной? 
Хочу способствовать росту всего живого?
Безграничный Хаос, продолжая похлопывать себя, прыгая и покачивая головой, ответил:
- Не знаю, не знаю.
Полководец Облаков не решился спрашивать дальше.
Прошло три года.
Странствуя на востоке, Облачный Полководец посетил сунскую равнину.
Здесь он снова заметил Безначального Хаоса.
Не скрывая радости, поспешил к нему и заговорил:
- Вы не забыли меня, равный Небу?
После чего дважды поклонился Безначальному Хаосу.
Уже хотел было задать вопрос, как тот произнес:
- Что я могу знать?
Странствую, не зная зачем.
Мчусь, не ведая куда.
Скитаюсь привольно.
Наблюдая, как все
Идет своим путем.
Что же я могу знать?
- Я тоже думаю о себе, что скитаюсь привольно.
Но народ следует за мной повсюду.
Я с этим ничего не могу поделать.
Ныне же, подражая людям, хочу услышать от вас хоть одно слово.
Тут Безначальный Хаос заговорил:
- В том, что
Порядок Небес расшатан.
Природа вещей испорчена.
Не окончено сокровенное действо.
Разбегаются стада.
Птицы поют по ночам.
Засуха губит деревья и травы.
Гибнут даже гады и насекомые. 
Вина тех,
Кто наводит порядок 
Среди людей.
Полководец Облаков спросил:
- Но что же делать мне? 
- Ах!
Все это один вред!
Возвращайся к себе.
Потихонечку.
- С вами, равный Небу, так трудно встретиться.
Хотелось бы услышать еще хоть слово.  
- Ах!
Пестуй свое сердце.
Если предашься недеянию,
Все получится само собой.

Отбрось свое тело.
Свое разумение.
Откажись от зрения
И слуха.
Забудь о людях
И вещах.

Слейся с беспредельным.
Освободи свое сердце
И разум.
Отпусти на волю
Свою душу.
Растворись.
Стань прозрачным.

Все вокруг
Рождается и умирает.
Так без конца,
По кругу.

Вернувшиеся к началу
Обретают покой.
Они исполнили
Свою судьбу.
Исполнившие
Обретают новую.
Это закон.

Тот, кто осознанно
Следует Безначальному,
Выпадет из круговорота.
Смена жизни и смерти
Не для него.

Пытаясь понять это,
Отдалишься от этого.
Не выспрашивай его имени,
Не выпытывай его свойства
И все сущее будет
Рождаться само по себе.

Полководец Облаков сказал:
- Теперь я обрел то, что искал.
Вы, равный Небу, ниспослали мне свою Праведность.
Просветили меня безмолвием.
Дважды поклонился до земли.
Попрощался и удалился.

 Обычному человеку нравится, когда другие люди похожи на него.
И не нравится, когда они непохожи.
Любовь к себе подобным и неприязнь к другим происходит от желания выделяться из толпы.
Но разве тот, кто желает выделиться из толпы, на самом деле выдающийся человек?
Для успокоения себя он следует за толпой.
Но его опыту далеко до того мастерства, которым обладает толпа.
Желающий стать правителем собирает полезное у царей Трех Династий.
Но не замечает у них вредное.
Это означает доверить судьбу царства случаю.
Долго ли будет процветать царство, судьба которого зависит от случая?
Шансов сохранить его – один к десяти тысячам.
Шансов погубить – десять тысяч к одному.
Увы, владыки земель того не ведают.
Тот, кто владеет землей, владеет одной великой вещью.
Владеющий великой вещью не способен предоставить вещи самим вещам.
Лишь тот, кто не владеет вещью, способен позволить каждой вещи быть такой, какая она есть.

Тот, кто понимает, как предоставлять вещи самим вещам, отвергает вещи. 
Разве он будет только управлять народом?
Нет!
Он вступает во все шесть стран света.
Выходит за них.
Странствует по всем девяти областям земли.
В одиночестве отправляется.
В одиночестве возвращается.
Такой  называется Единственным.
Ничего нет ценнее человека, живущего в одиночестве.

 Учение Великого Человека – 
Словно тень, отбрасываемая телом.
Словно эхо, вторящее голосу.

Великий Человек -
На каждый вопрос откликнется.
Исчерпает все свое сердце.
Ощущает родство со всем миром.
В покое беззвучен.
В движении неограничен.
Ведет каждого сообразно желаниям.
Возвращает каждого к самому себе.
Странствует, не оставляя следов.
Приходит и уходит без  колебаний.
Безначален, как солнце.

Телом слит с Великим Единством.
В Единстве лишен собственного «я».
Лишенный собственного «я»
Не может ничем владеть.
Не имеет ничего личного.

Наблюдающие за бытием –
Благородные мужи древности.
Наблюдающие за небытием –
Друзья Неба и Земли.

Незначительны, а в жизни необходимы – таковы вещи.
Низменны, а нельзя на них не опираться – таковы люди.
Ничтожны, а нельзя ими не заниматься – таковы дела.
Грубы, а нельзя о них не говорить – таковы законы.
Далеко отстоит, а нельзя ему не следовать – таков долг.
Близко к тебе, а должно быть распространено на других – таково милосердие.
Ограничивают, а нельзя их не множить – таковы обряды.
Скрыта внутри, а заслуживает пестования – такова Праведность.
Един, а не может не изменятся – таков Путь.
Священно, но не способно не действовать – таково Небо.

 Поэтому мудрецы – 
Созерцали Небо, но ему не помогали.
Пестовали Праведность, но к ней не привязывались.
Исходили из Пути, но не засоряли его.
Были милосердны, но ее не превозносили.
Следовали долгу, но его не множили.
Исполняли обряды, но себя не ограничивали.

Занимались делами и от них не бегали.
Подчинялись обычаям и не поднимали смуты.
Опирались на народ и его не презирали.
Пользовались вещами и их не отбрасывали.

 Вещи не достойны того, чтобы ими заниматься, но ими нельзя не заниматься.
У тех, кто не понял Небо, не может быть Праведности.
Кто не постиг Пути, не сможет ничего добиться в жизни.
Горе тому, кто не постиг Пути!

Что же такое Путь?
Есть Путь Неба и Путь Человека.
Быть почитаемым благодаря недеянию – таков Путь Неба.
Совершать действия и быть к ним привязанным – таков Путь Человека.
Путь Неба приличествует господину.
Путь Человека подобает слуге.
Нельзя не понять, как далеки они друг от друга.