Главная страница Айки-ДоБасёБхагавадгитаДао Дэ Цзин
Дхарма ПадаЕвангелие от ФомыИ-ЦзинИ-Цзин (с ком.)Йога – Сутры Патанджали
Книга МирдадаКнига ЭкклесиастаЛао ЦзыМолитва РабийиОбратная связь
Омар ХайямПеснь МахамудрыПророкПросветлениеРуми
Сказки о ДаоСкачать книгиСловарьСтихотворенияЧжуан Цзы
Чтение


<< Содержание

Глава 15. ПОКИДАЮТ МИР

Покидают мир полные суровых дум и возвышенных дел.
Отвергают все прошлое.
Рассуждают о высоком.
Возмущаются и порицают других.
Надменные – и только.
Так любят поступать мужи, скрывающиеся в горах и долинах.
Презирающие современников.
Высыхающие, словно дерево.
Бросающиеся с камнем в руках в пучину вод.

 Произносят речи о милосердии и долге.
О преданности и доверии.
О почтительности и скромности.
О том, как отказываться от власти и передавать престол.
Думают о собственном совершенстве – и только.
Так любят поступать мужи, наставляющие людей.
Они находят удовольствие, дома или на чужбине, в непрестанном обучении и поучении.

 Произносят речи о великих подвигах и славе.
О церемониях между государем и советниками.
Об отношениях между высшими и низшими.
Стараются ради государственного управления – и только.
Так любят поступать придворные мужи, которые почитают государей и пекутся о процветании царства.
Находят удовольствие в умножении владений собственного государя.
Добиваются признания собственных заслуг.

 Находят пристанище на болотах и озерах.
Поселяются в безлюдных местах.
Удят рыбу.
Наслаждаются ничегонеделаньем.
Не имеют никаких дел и забот – и только.
Так любят поступать жители рек и морей, бегущие от мира.
Находят удовольствие только в праздности. 

 Особым образом вдыхают и выдыхают.
Удаляют из себя старое и вбирают новое.
Висят на деревьях, словно медведи в спячке.
Вытягиваются, словно птицы.
Мечтают о продлении собственных лет – и только.
Так любят поступать знатоки телесных упражнений.
Совершенствующие свое тело.
Их интересуют только секреты долголетия Пэнцзу.

 Но все самое прекрасное последует за тем, кто способен:
- Стать возвышенным без суровых дум.
- Совершенствоваться, не думая о милосердии и долге.
- Править государством, не стремясь к подвигам и славе.
- Прибывать в праздности, не удаляясь к рекам и морям.
- Жить долго, не истязая себя телесными упражнениями.
- Все забыть и всем обладать.
- Быть целомудренным и ни в чем не ограничивать себя.
Таков Путь Неба и Земли.
Таким образом он проявляется через праведность Дэ.
Таковы свойства мудрого.
.
Поэтому и говорится:
- Безмятежность и безразличие.
Покой и уединение.
Пустота и недеяние – таково равновесие Неба и Земли.
Сущность Пути и его свойств.

Поэтому и говорится:
- Мудрый в покое.
В покое, потому ровен и свободен.
Ровный и свободный становится безмятежным и безразличным.
К такому не вторгнутся ни горе, ни беда.
Вредоносные силы в него не проникнут.
Его свойства целостны.
Его разум не терпит ущерба

 Поэтому и говорится:
- В жизни мудрый идет вместе с Небом.
В смерти превращается вместе с вещами.
В покое подобен силе Инь.
В движении подобен силе Ян.
Не опередит других  ради счастья.
Не заслонится другими от беды.
Откликается лишь на просьбу.
Сдвинется лишь под усилием.
Возьмется за дело под принуждением.
Отвергает знания и житейские премудрости.
Внемлет лишь истине Небес.

 Поэтому
Он не знает Небесного гнева.
Не ведает бремени вещей.
Не страшится людского суда.
Не страдает от мести духов.

 Живет, как плывет по течению.
Умирает, словно идет отдыхать.
Свободен от суетных мыслей.
Не предвидит и не рассчитывает.

 Сияет, но не слепит.
Доверяет, не требуя обещаний.
Спит без сновидений.
Просыпается без тревог.
Его разум чист и спокоен.
Его душа безмятежна.
Пустой и счастливый, 
Он един с праведностью Дэ.

 Поэтому и говорится:
- Печаль и веселье искажают жизненные свойства.
Радость и гнев приводят к ошибкам в Пути.
Любовь и ненависть ранят душу.

 Когда в сердце нет ни радости, ни печали,
Достигается полнота жизненных свойств.
Если сердце едино и неизменно,
Достигается высший покой.
Когда его ничего не обременяет,
Достигается предел пустоты.
Когда оно не привязано к вещам,
Достигается предел безмятежности.
Когда оно не препятствует течению событий,
Достигается предел чистоты.

 Поэтому и говорится:
- Если утруждать свое тело,
Не давать ему отдыха,
Оно износится прежде времени.
Если расходовать свое семя без меры,
Это приведет к изнурению разума.
Если угнетать свою душу,
То она увянет и истощится.

 Если воду не мутить,
Она сама по себе станет чистой.
Если воду не взбалтывать,
Она сама по себе станет ровной.
Но если создать преграду ее течению,
То она не сможет очиститься.
В этом вода проявляет образ
Небесного Совершенства.

 Поэтому и говорится:
- Будь чистым, без примесей.
Будь спокойным
И не изменяй своему покою.
Будь безмятежным и несуетливым.
Предавайся недеянию –
Вот Путь пестования души.

 Тот, кто обладает мечом
Из страны Гань или Юэ,
Хранит его в ножнах в ларце
И пользуется крайне осмотрительно.
Таково высшее использование сокровища.

 Духовная сила наполняет Вселенную
Не встречая преград.
Вверху она достигает Небес.
Внизу охватывает Землю.
Вскармливает все сущее.
Но нельзя представить ее образ.
Можно только назвать
Единой с Верховным Предком.

 Идя путем Чистоты,
Вечно пребудешь в духовности.
Будь в ней.
Не теряй ее никогда.
Храни в себе Великое Единство.

 Когда духовная сила едина,
Она охватывает все сущее,
Сливается с праведностью Неба.

 Поэтому и говорится в народе:
- Обыкновенный человек гонится за выгодой.
Честный человек дорожит именем.
Добродетельный славится помыслами.
Мудрый превыше всего ценит семя жизни.

 Чистота – это когда духовная сила ни с чем не смешивается.
Простота – это когда духовная сила не терпит урона.
  Того, кто способен совместить в себе чистоту и простоту, назову Настоящим Человеком.