<< Содержание 13. КШЕТРА-КШЕТРАДЖНЯ-ВИБХАГА-ЙОГА Путь отличия «Поля» от «Знающего поле». Арджуна сказал: - Хочу постичь Природу-Пракрити и Дух-Пурушу, Поле-кшетру и Знающего поле - кшетраджню, Знание и предмет знания, о Кешава (Кришна)! 1. Шри-Бхагаван сказал: - Это тело именуется полем-кшетрой. А того, кто его знает, о Каунтея, ведающие ТО Называют Знающим поле - кшетраджней. 2. Знай Меня как «Знающего поле» Во всех «полях», о Бхаратович! Я считаю, что знание Поля-кшетры И Знающего поле – кшетраджни истинное ТО-ТАТ знание. 3. То «поле», каково оно, Каковы его изменения, откуда оно, Кто Он-знающий, какова его мощь, Вкратце услышь от Меня. 4. Риши-провидцы многообразно это воспели В разных ведических гимнах. Со всех сторон рассмотрели В строках сутр о Брахмане. 5. Великие элементы-махабхуты, эго-ахамкара, Разум-буддхи, непроявленное-авьякта, Чувства-индрии, десять и одно, И пять пастбищ чувств. 6. Желание, ненависть, наслаждение, Страдание-дукха и совокупность-сангхата, Сознание-четана и стойкость-дхрити. Вот кратко о «поле» с его изменениями. 7. Смирение, честность и ненасилие-ахимса, Терпение-кшанти и искренность-арджава, Почитание учителя – ачарья упасана, Чистота, твердость и самообладание. 8. Отрешенность от объектов чувств, Отсутствие эгоизма, понимание того, Что рождение, болезни, старость и смерть Несут зло страданий-дукха. 9. Непривязанность, неотождествление себя С сыном, женой, домом, страной, и прочим. Неизменное спокойствие сознания-читты В получении желаемого и нежелаемого. 10. Непоколебимая и непогрешимая Преданность Мне единением-йогой, Склонность к уединенной жизни, Отсутствие влечения к людской толпе. 11. Постоянство в распознавании Души-Атмана, Видение цели познания Истины – Это называется знанием-джняной. Все остальное – невежество-аджняна. 12. Поведаю тебе о том, что следует познать, Это знание дарует бессмертие. Безначален Высший Дух-Брахман, о нем нельзя сказать, Что он существует-сат или не существует-асат. 13. Тот, у которого везде руки и ноги, Всюду глаза и головы, Повсюду лица и уши, Пребывает в мире, объемля все. 14. Тот, который сияет качествами всех чувств, Но от всех чувств избавлен. Ни к чему не привязанный, но все держащий. Свободный от гун-качеств и вкушающий их. 15. Снаружи и внутри всех существ, Движущийся и неподвижный, Не распознаваемый из-за тонкости, Близкий и далекий ТОТ-ТАТ. 16. Безраздельный, Но словно разделен в существах. ТОТ-ТАТ, которого следует знать Как хранителя, пожирателя и создателя. 17. Свет светил, далекий от тьмы-тамаса. Знание-джняна, цель знания – достигаемое, И то, что следует познать – познаваемое. Пребывающий в сердце-хрди каждого. 18. Так кратко Я поведал о «поле», Знании и цели познания. Познав это Мой преданный-бхакт Приходит к Моему бытию. 19. Знай, Природа-Пракрити И Дух-Пуруша безначальны. Изменения и качества-гуны Возникают в Пракрити-Природе. 20. Природа-Пракрити причина и результат Деятельности, ее орудие и тело. Дух-Пурушу называют причиной Вкушения удовольствий и страданий. 21. Находящийся в Пракрити Дух-Пуруша Вкушает рожденные Природой качества-гуны. Привязанность к гуннам причина рождения В хорошем или плохом лоне-йони. 22. Созерцающий, Разрешающий, Вседержащий, Наслаждающийся, Великий Владыка – Маха Ишвара, А также Высшая Душа – Парама Атман Называют в этом теле Высший Дух-Пурушу. 23. Кто так знает Дух-Пурушу И Природу-Пракрити с качествами-гунами, Хоть и продолжает существовать, Больше не рождается вновь. 24. Некоторые через медитацию-дхьяну Душой видят в себе Атман-Душу, Иные видят через размышление санькхьи-йоги, Третьи через единение-йогу действия-кармы. 25. Другие же, не знающие этого, Поклоняются, слушая других. Даже они преодолевают смерть, Те, у кого главная цель Слушание-Шрути. 26. Где бы не зарождалось что-либо существующее, Неподвижное или подвижное, знай, Это от связи «поля» и «Знающего поле», О бык среди потомков Бхараты (Арджуна)! 27. Кто видит Наивысшего Господа-Ишвару, Равно пребывающего во всех существах, Непреходящего в преходящем, Тот воистину видит. 28. Кто везде одинаково видит Господа-Ишвару, тот не вредит Сам себе – Атманом Атману, Поэтому идет Высшим Путем. 29. Кто видит, что все действия Совершаются Пракрити-Природой, А сам-Атман пребывает в недеянии, Тот действительно видит. 30. Когда видят, Что бытие-бхава отдельных существ Пребывает в Едином и оттуда исходит, Тогда достигается Дух-Брахман. 31. Безначальный и безкачественный Высший Дух – Парама Атман вечен. Даже пребывая в теле, о Каунтея, Не действует и не загрязняется. 32. Как всепроникающий эфир-акаша Не загрязняется из-за своей тонкости, Так не загрязняется и Дух-Атман, Пребывающий в каждом теле. 33. Как единое Солнце-равим Освещает и согревает весь этот мир, Так «Владелец поля» озаряет Все «поле», о, потомок Бхараты (Арджуна)! 34. Кто оком знания-джняны видит отличие Поля-кшетры от Знающего поле - кшетраджни, Тот познает освобождение-мокшу существ От Природы-Пракрити и приходит к Высшему-Парама. АУМ ТАТ САТ Такова тринадцатая глава Упанишады священной Бхагавад-Гиты, беседы Шри-Кришны и Арджуны, видение Духа-Брахмана и описание Единения – йогашастры, которая называется «Путь отличия «поля» от «Знающего поле»». (Кшетра-кшетраджня-вибхага-йога). |