Главная страница Айки-ДоБасёБхагавадгитаДао Дэ Цзин
Дхарма ПадаЕвангелие от ФомыИ-ЦзинИ-Цзин (с ком.)Йога – Сутры Патанджали
Книга МирдадаКнига ЭкклесиастаЛао ЦзыМолитва РабийиОбратная связь
Омар ХайямПеснь МахамудрыПророкПросветлениеРуми
Сказки о ДаоСкачать книгиСловарьСтихотворенияЧжуан Цзы
Чтение


<< Содержание

13. КШЕТРА-КШЕТРАДЖНЯ-ВИБХАГА-ЙОГА

Путь отличия «Поля» от «Знающего поле».

 Арджуна сказал:
- Хочу постичь Природу-Пракрити и Дух-Пурушу,
Поле-кшетру и Знающего поле - кшетраджню,
Знание и предмет знания, о Кешава (Кришна)!

1. Шри-Бхагаван сказал:
- Это тело именуется полем-кшетрой.
А того, кто его знает, о Каунтея, ведающие ТО
Называют Знающим поле - кшетраджней.

2. Знай Меня как «Знающего поле»
Во всех «полях», о Бхаратович! Я считаю, что знание Поля-кшетры
И Знающего поле – кшетраджни истинное ТО-ТАТ знание.

3. То «поле», каково оно,
Каковы его изменения, откуда оно,
Кто Он-знающий, какова его мощь,
Вкратце услышь от Меня.

4. Риши-провидцы многообразно это воспели
В разных ведических гимнах.
Со всех сторон рассмотрели
В строках сутр о Брахмане.

5. Великие элементы-махабхуты, эго-ахамкара,
Разум-буддхи, непроявленное-авьякта,
Чувства-индрии, десять и одно,
И пять пастбищ чувств.

6. Желание, ненависть, наслаждение,
Страдание-дукха и совокупность-сангхата,
Сознание-четана и стойкость-дхрити.
Вот кратко о «поле» с его изменениями.

7. Смирение, честность и ненасилие-ахимса,
Терпение-кшанти и искренность-арджава,
Почитание учителя – ачарья упасана,
Чистота, твердость и самообладание.

8.  Отрешенность от объектов чувств,
Отсутствие эгоизма, понимание того,
Что рождение, болезни, старость и смерть
Несут зло страданий-дукха.

9. Непривязанность, неотождествление себя
С сыном, женой, домом, страной, и прочим.
Неизменное спокойствие сознания-читты
В получении желаемого и нежелаемого.

10. Непоколебимая и непогрешимая 
Преданность Мне единением-йогой,
Склонность к уединенной жизни,
Отсутствие влечения к людской толпе.

11. Постоянство в распознавании Души-Атмана,
Видение цели познания Истины –
Это называется знанием-джняной.
Все остальное – невежество-аджняна.

12. Поведаю тебе о том, что следует познать,
Это знание дарует бессмертие.
Безначален Высший Дух-Брахман, о нем нельзя сказать,
Что он существует-сат или не существует-асат.

13. Тот, у которого везде руки и ноги,
Всюду глаза и головы,
Повсюду лица и уши,
Пребывает в мире, объемля все.

14. Тот, который сияет качествами всех чувств,
Но от всех чувств избавлен.
Ни к чему не привязанный, но все держащий.
Свободный от гун-качеств и вкушающий их.

15. Снаружи и внутри всех существ,
Движущийся и неподвижный,
Не распознаваемый из-за тонкости,
Близкий и далекий ТОТ-ТАТ.

16. Безраздельный,
Но словно разделен в существах.
ТОТ-ТАТ, которого следует знать
Как хранителя, пожирателя и создателя.

17. Свет светил, далекий от тьмы-тамаса.
Знание-джняна, цель знания – достигаемое,
И то, что следует познать – познаваемое.
Пребывающий в сердце-хрди каждого.

18. Так кратко Я поведал о «поле»,
Знании и цели познания.
Познав это Мой преданный-бхакт
Приходит к Моему бытию.

19. Знай, Природа-Пракрити
И Дух-Пуруша безначальны.
Изменения и качества-гуны
Возникают в Пракрити-Природе. 

20. Природа-Пракрити причина и результат
Деятельности, ее орудие и тело.
Дух-Пурушу называют причиной
Вкушения удовольствий и страданий.

21. Находящийся в Пракрити Дух-Пуруша
Вкушает рожденные Природой качества-гуны.
Привязанность к гуннам причина рождения
В хорошем или плохом  лоне-йони.

22. Созерцающий, Разрешающий, Вседержащий,
Наслаждающийся, Великий Владыка – Маха Ишвара,
А также Высшая Душа – Парама Атман
Называют в этом теле Высший Дух-Пурушу.

23. Кто так знает Дух-Пурушу
И Природу-Пракрити с качествами-гунами,
Хоть и продолжает существовать,
Больше не рождается вновь.

24. Некоторые через медитацию-дхьяну 
Душой видят в себе Атман-Душу,
Иные видят через размышление санькхьи-йоги,
Третьи через единение-йогу действия-кармы.

25. Другие же, не знающие этого,
Поклоняются, слушая других.
Даже они преодолевают смерть,
Те, у кого главная цель Слушание-Шрути.

26. Где бы не зарождалось что-либо существующее,
Неподвижное или подвижное, знай,
Это от связи «поля» и «Знающего поле»,
О бык среди потомков Бхараты (Арджуна)!

27. Кто видит Наивысшего Господа-Ишвару,
Равно пребывающего во всех существах,
Непреходящего в преходящем,
Тот воистину видит.

28. Кто везде одинаково видит
Господа-Ишвару, тот не вредит
Сам себе – Атманом Атману,
Поэтому идет Высшим Путем.

29. Кто видит, что все действия
Совершаются Пракрити-Природой,
А сам-Атман пребывает в недеянии,
Тот действительно видит.

30. Когда видят,
Что бытие-бхава отдельных существ
Пребывает в Едином и оттуда исходит,
Тогда достигается Дух-Брахман.

31. Безначальный и безкачественный
Высший Дух – Парама Атман вечен.
Даже пребывая в теле, о Каунтея,
Не действует и не загрязняется. 

32. Как всепроникающий эфир-акаша
Не загрязняется из-за своей тонкости,
Так не загрязняется и Дух-Атман,
Пребывающий в каждом теле.

33. Как единое Солнце-равим
Освещает и согревает весь этот мир,
Так «Владелец поля» озаряет
Все «поле», о, потомок Бхараты (Арджуна)!

34. Кто оком знания-джняны видит отличие
Поля-кшетры от Знающего поле - кшетраджни,
Тот познает освобождение-мокшу существ
От Природы-Пракрити и приходит к Высшему-Парама.

АУМ  ТАТ  САТ

Такова тринадцатая глава Упанишады священной Бхагавад-Гиты,
беседы Шри-Кришны и Арджуны,
видение Духа-Брахмана и описание Единения – йогашастры,
которая называется «Путь отличия «поля» от «Знающего поле»».
(Кшетра-кшетраджня-вибхага-йога).