Главная страница Айки-ДоБасёБхагавадгитаДао Дэ Цзин
Дхарма ПадаЕвангелие от ФомыИ-ЦзинИ-Цзин (с ком.)Йога – Сутры Патанджали
Книга МирдадаКнига ЭкклесиастаЛао ЦзыМолитва РабийиОбратная связь
Омар ХайямПеснь МахамудрыПророкПросветлениеРуми
Сказки о ДаоСкачать книгиСловарьСтихотворенияЧжуан Цзы
Чтение


<< Содержание

14. ГУНА-ТРАЙА-ВИБХАГА-ЙОГА

 Путь различения трех гун.

1. Шри-Бхагаван сказал:
- Снова буду говорить о наивысшем знании,
О знании высочайшем, познав которое
Мудрецы-муни, ушедшие отсюда,
Достигли высшего совершенства.

2. Опираясь на это знание-джняна,
Пришедшие к подобию со Мной,
Не возрождаются вновь при сотворении
И не беспокоятся при разрушении Вселенной.

3. Мое лоно – Великое Брахмо,
В него я зародыш влагаю.
Происходят оттуда
Все существа, о, потомок Бхараты!

4. В каких бы йони-утробах
Не зарождались тела, Каунтея,
Великое Брахмо их Лоно,
А Я дающий семя Отец.

5. Сатва-благость, возбуждение-раджас и невежество-тамас
Вот качества-гуны, возникающие из Природы-Пракрити,
Которые привязывают, о Сильнорукий (Арджуна),
К телу Воплощенного, Нетленного, Вечного.

6. Благость-сатва, сияющая и здоровая,
Благодаря незапятнанности, о Безупречный,
Сковывает узами счастья
И стремлением к знанию.

7. Знай, что возбуждение-раджас,
Страстное от природы, о, Каунтея,
Происходит от вожделения и привязанности,
Оно связывает Воплощенного узами действия.

8. Знай, невежество-тамас рождено незнанием,
Вводит в заблуждение всех Воплощенных,
Связывает их, о, потомок Бхараты,
Безумием, вялостью и сном.

9. Благость-сатва привязывает к счастью,
Возбуждение-раджас – к деятельности, о Бхарата,
А невежество-тамас, сокрыв знание-джняну,
Привязывает к безумию.

10. Превзойдя возбуждение-раджас и невежество-тамас
Появляется благость-сатва, о Бхаратович.
Когда преодолены сатва и раджас, перевешивает тамас.
Когда побеждены сатва и тамас, преобладает раджас. 

11. Когда во всех вратах тела
Рождается ясный свет-пракаша 
Знания-джняны, тогда, знай об этом,
Крепнет благость-сатва.

12. Алчность, суета, поглощенность делами,
Беспокойство и вожделение –
Все это рождается, когда крепнет раджас,
О, бык среди Бхаратов!

13. Мрак и лень,
Безумие и заблуждение,
Все это рождается, о, радость Куру,
Когда крепнет невежество-тамас.

14. Когда при возрастающей благости-сатве
Приходит к кончине-пралайе Воплощенный,
Тогда он достигает Чистых миров
Знающих Высшее – уттама-видам.

15. Умирая в раджасе-страсти,
Рождаются среди тех, кто привязан к действию.
Умирающий в невежестве-тамасе
Рождается в утробах неразумных невежд.

16. Плод благочестивой деятельности
Называют саттвическим и чистым.
Плод возбуждения-раджаса – страдание.
Заблуждение и невежество – плод тамаса.

17. От благости-сатвы рождается знание-джняна.
От возбуждения-раджаса – алчность.
Из-за невежества-тамаса возникают
Безумие, заблуждение и неведение.

18. Утвердившиеся в сатве идут вверх.
Пребывающие в раджасе остаются посередине.
Вниз идут те, кто находится
Под воздействием низшей гуны – тамаса.

19. Когда зрящий видит,
Что кроме гун нет иного деятеля,
И знает более Высокое, чем гуны,
Он приходит к Моему Бытию.

20. Превзойдя эти три гуны, дающие начало телу,
Воплощенный освобождается 
От рождения и смерти, старости и страданий,
И достигает бессмертия.

21. Арджуна сказал:
- Какими знаками отмечен превзошедший
Три гуны эти, о Владыка-Прабху (Кришна)?
Как поступает он? Как их превозмогает?

22. Шри-Бхагаван сказал: - Пандава,
Кто свет, деятельность и заблуждение,
Не отвергает, когда они есть,
И не желает их, когда их нет,

23. Кто остается равнодушным 
К колебанию гун, кто думает:
- «Гуны вращаются в гуннах»,
Кто стоит в стороне неподвижно,

24. Тот, кто одинаков в наслаждении и страдании,
Пребывающий в себе, для кого равны ком земли, камень и золото,
Равнодушный к приятному и неприятному, стойкий,
Тот, для кого равноценны восхваление и порицание,

25. Равный к чести и к бесчестию,
Одинаковый к друзьям и врагам,
Отрешившийся от всех начинаний –
Он называется превзошедшим гуны.

26. Кто Меня почитает непоколебимой
Преданностью Единения – бхакти-йогой,
Превзойдя эти гуны,
Тот соответствует Бытию Духа-Брахмана.

27. Ведь Я основание Духа-Брахмана,
Бессмертного и Нетленного,
Вечного Закона-Дхармы
И бесконечного блаженства.

АУМ  ТАТ  САТ

Такова четырнадцатая глава Упанишады священной Бхагавад-Гиты,
беседы Шри-Кришны и Арджуны,
видение Духа-Брахмана и описание Единения – йогашастры, 
которая называется «Путь различения трех гун»
 (Гуна-трайа-вибхага-йога).