<< Содержание 14. ГУНА-ТРАЙА-ВИБХАГА-ЙОГА Путь различения трех гун. 1. Шри-Бхагаван сказал: - Снова буду говорить о наивысшем знании, О знании высочайшем, познав которое Мудрецы-муни, ушедшие отсюда, Достигли высшего совершенства. 2. Опираясь на это знание-джняна, Пришедшие к подобию со Мной, Не возрождаются вновь при сотворении И не беспокоятся при разрушении Вселенной. 3. Мое лоно – Великое Брахмо, В него я зародыш влагаю. Происходят оттуда Все существа, о, потомок Бхараты! 4. В каких бы йони-утробах Не зарождались тела, Каунтея, Великое Брахмо их Лоно, А Я дающий семя Отец. 5. Сатва-благость, возбуждение-раджас и невежество-тамас Вот качества-гуны, возникающие из Природы-Пракрити, Которые привязывают, о Сильнорукий (Арджуна), К телу Воплощенного, Нетленного, Вечного. 6. Благость-сатва, сияющая и здоровая, Благодаря незапятнанности, о Безупречный, Сковывает узами счастья И стремлением к знанию. 7. Знай, что возбуждение-раджас, Страстное от природы, о, Каунтея, Происходит от вожделения и привязанности, Оно связывает Воплощенного узами действия. 8. Знай, невежество-тамас рождено незнанием, Вводит в заблуждение всех Воплощенных, Связывает их, о, потомок Бхараты, Безумием, вялостью и сном. 9. Благость-сатва привязывает к счастью, Возбуждение-раджас – к деятельности, о Бхарата, А невежество-тамас, сокрыв знание-джняну, Привязывает к безумию. 10. Превзойдя возбуждение-раджас и невежество-тамас Появляется благость-сатва, о Бхаратович. Когда преодолены сатва и раджас, перевешивает тамас. Когда побеждены сатва и тамас, преобладает раджас. 11. Когда во всех вратах тела Рождается ясный свет-пракаша Знания-джняны, тогда, знай об этом, Крепнет благость-сатва. 12. Алчность, суета, поглощенность делами, Беспокойство и вожделение – Все это рождается, когда крепнет раджас, О, бык среди Бхаратов! 13. Мрак и лень, Безумие и заблуждение, Все это рождается, о, радость Куру, Когда крепнет невежество-тамас. 14. Когда при возрастающей благости-сатве Приходит к кончине-пралайе Воплощенный, Тогда он достигает Чистых миров Знающих Высшее – уттама-видам. 15. Умирая в раджасе-страсти, Рождаются среди тех, кто привязан к действию. Умирающий в невежестве-тамасе Рождается в утробах неразумных невежд. 16. Плод благочестивой деятельности Называют саттвическим и чистым. Плод возбуждения-раджаса – страдание. Заблуждение и невежество – плод тамаса. 17. От благости-сатвы рождается знание-джняна. От возбуждения-раджаса – алчность. Из-за невежества-тамаса возникают Безумие, заблуждение и неведение. 18. Утвердившиеся в сатве идут вверх. Пребывающие в раджасе остаются посередине. Вниз идут те, кто находится Под воздействием низшей гуны – тамаса. 19. Когда зрящий видит, Что кроме гун нет иного деятеля, И знает более Высокое, чем гуны, Он приходит к Моему Бытию. 20. Превзойдя эти три гуны, дающие начало телу, Воплощенный освобождается От рождения и смерти, старости и страданий, И достигает бессмертия. 21. Арджуна сказал: - Какими знаками отмечен превзошедший Три гуны эти, о Владыка-Прабху (Кришна)? Как поступает он? Как их превозмогает? 22. Шри-Бхагаван сказал: - Пандава, Кто свет, деятельность и заблуждение, Не отвергает, когда они есть, И не желает их, когда их нет, 23. Кто остается равнодушным К колебанию гун, кто думает: - «Гуны вращаются в гуннах», Кто стоит в стороне неподвижно, 24. Тот, кто одинаков в наслаждении и страдании, Пребывающий в себе, для кого равны ком земли, камень и золото, Равнодушный к приятному и неприятному, стойкий, Тот, для кого равноценны восхваление и порицание, 25. Равный к чести и к бесчестию, Одинаковый к друзьям и врагам, Отрешившийся от всех начинаний – Он называется превзошедшим гуны. 26. Кто Меня почитает непоколебимой Преданностью Единения – бхакти-йогой, Превзойдя эти гуны, Тот соответствует Бытию Духа-Брахмана. 27. Ведь Я основание Духа-Брахмана, Бессмертного и Нетленного, Вечного Закона-Дхармы И бесконечного блаженства. АУМ ТАТ САТ Такова четырнадцатая глава Упанишады священной Бхагавад-Гиты, беседы Шри-Кришны и Арджуны, видение Духа-Брахмана и описание Единения – йогашастры, которая называется «Путь различения трех гун» (Гуна-трайа-вибхага-йога). |